С места сдвинулись
АиФ: – Михаил, ты выбрал адаптивную физкультуру осознанно?
М.Б.: – Да, поступая на это отделение, знал, что буду работать с инвалидами. Тем более к тому времени появилась неплохая спортивная база. Начал заниматься с детьми-инвалидами, будучи ещё студентом. Очень интересно было наблюдать за первыми результатами: приводят беспомощных детей с ДЦП или аутизмом, а через два-три месяца они начинают приседать, держаться на воде, плыть. И это здорово!
АиФ: – Когда в регионе началась серьёзная работа в данном направлении?
М.Б.: – В 2010 году была утверждена программа по развитию адаптивной физической культуры и спорта. Самое главное – пошло финансирование, открылись специальные отделения в разных спортшколах, появилось больше тренеров, а также возросло количество соревнований. А в январе 2012 года открылась областная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа...
И результаты не заставили себя долго ждать. За год мы смогли подготовить десять человек для сборной России по паралимпийским видам спорта. Кстати, в тренерский состав сборной страны по велоспорту вошёл и наш преподаватель Вячеслав Шелудяков. Эмма Полушкина в паре с Натальей Елиферовой завоевали серебряную медаль на Кубке Европы по велоспорту тандем-шоссе. Пять экипажей велосипедистов в шоссейном тандеме становились призёрами и победителями чемпионата России.
Татьяна Рудяк стала третьей в чемпионате страны по пауэрлифтингу среди инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Выполнила норматив мастера спорта. В I Всероссийской зимней спартакиаде инвалидов, проходившей в Ижевске, горнолыжники Евгений Кобзев и Илья Мачихин заняли второе место. Подобных примеров предостаточно.
Любовь на горнолыжном склоне
АиФ: – Наряду с теми, чьи возможности ограничены, у вас занимаются и обычные дети. Легко ли находят общий язык?
Досье | |
---|---|
Михаил Бударин родился в Тамбове в 1987 году. В 2010 г. окончил ТГУ (спортивный факультет, отделение «Адаптивная физкультура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»). Чемпион ЦФО по плаванию среди студентов, многократный чемпион областных соревнований по плаванию. С 2012 года работает директором детско-юношеской спортивно-адаптивной школы области. Аспирант ТГУ. Тренер по плаванию. |
М.Б.: – Да, без набора обычных детей нам не обойтись. Как справится тот же незрячий горнолыжник без помощи хорошо видящего ребёнка? Самое главное, они дружат. Есть случаи, когда даже семейные пары создают. Наш горнолыжник Пётр Курапов, c поражением опорно-двигательного аппарата, встречался с девушкой Екатериной. Всем запомнилось, как романтично молодой человек предложил руку и сердце своей избраннице. Он пригласил девушку и её родителей на склон. Сначала он мастерски проскользил по кругу, оставив после себя серебристый снежный шлейф, потом, подъехав к девушке, преподнёс ей кольцо и цветы.
Тянутся к общению
АиФ: – Тренеры должны жалеть ребят с ограниченными возможностями?
М.Б.: – Это личный подход каждого: кто-то жёстче себя ведёт, кто-то мягче. Скорее это связано с темпераментом тренера. Но требования мы предъявляем серьёзные. Иначе не будет результата. Да и методики преподавания, безусловно, другие. Если обычных детей тренер набирает по 15-20 в группу, то детей с ограниченными возможностями – в два-три раза меньше.
АиФ: – А чем на тренировках отличаются эти детки?
М.Б.: – Разница, кстати сказать, не всегда в физических данных. В этом плане некоторые дети-инвалиды могут дать фору здоровым. Здоровые дети больше нацелены на результат. Для инвалидов важно общение и с ровесниками, и с тренерами, и просто смена обстановки. Когда мальчишек и девчонок из интерната привозят в бассейн, для них это – настоящий праздник.
Родители «тормозят»
АиФ: – Хватает сегодня наставников?
М.Б.: – Потребность в специалистах высокая. Благо, и желающих работать в нашей сфере хватает. Набор в университет по специальности неплохой – 20-30 человек. Кстати, студенты, проходящие практику на базе спортшколы, охотно нам помогают.
АиФ: – А детей набираете достаточно?
М.Б.: – В прошлом году у нас занимались 148 воспитанников, в этом году планируем добрать ещё 70 человек. Но это не предел. К сожалению, основной поток идёт из коррекционных школ. А вот так называемых домашних чад привлечь сложнее.
Не все инвалиды могут самостоятельно добираться до спортшколы, не всегда находятся сопровождающие. Хотя удаётся решить и этот вопрос. Некоторым ребятам из отдалённых районов области помогает известная организация «Аппарель». Кому-то, кто очень хочет заниматься, наши тренеры пишут индивидуальные программы и даже проводят занятия на дому. Сложности возникают и с выявлением талантливых ребят. Например, посещает ребёнок с нарушением слуха обычную школу. С одной стороны, это хорошо. Но с другой – обнаружить его среди здоровых ровесников не всегда возможно. А в специнтернатах все как на ладони.
Есть ещё одна загвоздка – родители. Некоторые считают зазорным водить своего ребёнка в наши секции. А кто-то опасается за здоровье своего чада. Хотя, безусловно, риск есть. Но спорт есть спорт. Немало обычных спортсменов получают травмы. Сегодня, кстати, по закону каждый спортсмен застрахован.
Потенциал есть
АиФ: – Спортсмены-инвалиды готовы к покорению олимпийских высот?
М.Б.: – Конечно, каждый спортсмен мечтает покорить вершину Олимпа. Для людей с ограниченными возможностями это важно вдвойне. На недавно прошедших в Болгарии ХХII летних Сурдлимпийских играх выступали наши земляки Евгений Желтухин и Владислав Тарасов. Ребята вошли в состав сборной страны по греко-римской борьбе. Владислав завоевал «золото» в своей весовой категории до 84 кг. Что же касается конкретно нашей школы, то очень хочется заявить о себе на Параолимпийских играх в Рио в 2016 году. Во всяком случае, претенденты у нас есть.