Совсем недавно Тамбов прогремел по Первому каналу. Два выпуска подряд вся страна смотрела известную программу «Играй, гармонь!», съёмки которой проходили во время Третьей Международной Покровской ярмарки в нашем регионе. Один из ярких персонажей проекта – тамбовчанин Александр Маняхин – самородок, входящий в «Золотую десятку» гармонистов России.
Играй, гармонь!
досье | |
---|---|
Александр Маняхин родился в 1955 г. в деревне Хмелина Бондарского р-на Тамбовской области. 25 лет проработал столяром-станочником. Кандидат в мастера спорта по боксу. Имеет благодарность министра культуры. 17 раз становился лауреатом всероссийских конкурсов гармонистов. Неоднократно снимался в телепрограмме «Играй, гармонь любимая!». |
Лара Чайка, АИФ-Тамбов: – Александр Сергеевич, про вас говорят, что вы родились гармонистом…
Александр Маняхин: – В моём родовом дереве насчитывается 38 гармонистов. И все – самородки. Прадед воевал разведчиком и погиб вместе с гармошкой – вражеская пуля пронзила инструмент и тело… Я играть начал в год – на губной гармошке. А в пять осваивал немецкую гармонь «Хохнер». Бегал за 10 км от своего села, чтобы послушать игру местного гармониста. Он был слепой, но так перебирал пальцами, что мне страстно хотелось научиться так же. Отец буквально за уши оттаскивал от инструмента. И сегодня без гармони не представляю жизни – могу растягивать меха по 15–20 часов.
– «Играй, гармонь любимая!» для вас стала родным проектом. Чем вы покорили братьев Заволокиных – первооткрывателей известной программы?
– Участником всероссийского праздника «Играй, гармонь!» в Иваново впервые стал в 2000 году. Заметили меня только на пятый день. Мой инструмент конкуренты заперли в номере, а мне дали чужую гармонь. За шесть дней фестиваля выложился на полную катушку – потерял шесть с лишним кило. Но всё–таки удалось обаять Заволокиных – Александр так смеялся, что свалился с дивана, когда прослушивал меня. Из полутора тысяч человек выбрали лишь троих – мне крупно повезло!
– Почему не все наши земляки–исполнители вошли в выпуски программы «Играй, гармонь любимая!»?
– Дело в том, что на Покровской ярмарке были и музыканты из соседних регионов. Не приглашать их было нельзя – в своей среде мы очень тепло относимся друг к другу. Куда ни приезжаем, Тамбов везде уважают. А вообще в кадр вошли все музыканты, выступившие на празднике. Показывать их будут «порциями» – чуть позже.
«Играй, гармонь любимая!» снимают в Тамбове второй раз. Но с ярмаркой она получилась более колоритной и живой. Заволокиным очень понравилось у нас. Открою маленький секрет: есть идея проводить в будущем фестивали не в Иваново и в Новосибирске, а у нас, в Тамбове.
Когда народ «зажигает»
– Говорят, что гармонь может объединять людей не хуже, чем гимн и флаг. Наверное, это больше относится к пожилому поколению?
– Не скажи! У молодёжи гармонь вызывает большой интерес. Взять те же свадьбы. Берёшь в руки гармонь, подтягиваются все. Молодые «зажигают» не меньше стариков – увлекаются так, что ходят буквально следом. Нередко пацанята просят научить играть. А когда растягиваю меха в поездах – полный вагон народу набивается. Есть, правда, и такие, кто гармошку впервые в глаза видит. Как правило, это столичные жители. Но петь любят все!
– И что заказывают?
– Да всё: начиная от Зыкиной, Пахмутовой до современных песен. Больше всего радует, что русские народные ценятся. А когда молодёжь начинает петь, удивляюсь: откуда слова старых песен так хорошо знают? Особенно приятно, когда фронтовые куплеты запевают. Ну и, конечно же, не обходится без частушек – какой же русский их не любит!
Частушки – зеркало жизни
– Но частушки многие считают, мягко говоря, несерьёзным творчеством…
– Не соглашусь с вами. Эти незамысловатые куплеты – зеркало нашей жизни. В каждом таком четверостишии – своя история, народная мудрость. Частушки я начал сочинять с 17 лет. Сегодня у меня 6 000 авторских частушек. Эту часть репертуара любит и простой люд, и VIP. Особой популярностью пользуются любовные и политические.
– А как относитесь к нецензурным?
– Отрицательно. По этой причине когда–то отклонил предложение участвовать в программе «Эх, Семёновна!», где исполняли как раз матерные частушки. Позволить такие куплеты могу только в узком кругу. При этом всегда «вырезаю» из них бранные словечки: выдерживаю паузу в «опасных» местах, либо жестом заменяю. Кстати, «сильные мира сего» очень любят неприличные частушки.
Родился среди берёз
– Помимо гармони вы с давних пор одержимы боксом. Не мешает одно другому?
– Спортом – в пределах
разумного – нужно заниматься каждому. Современные люди стали очень неподвижными. Что касается бокса, то он до сих пор заряжает меня энергией и придаёт уверенности. Отжимаю 48 раз по 32 кг. А боксёрские навыки даже иногда помогают в жизни. Однажды пришлось уложить трёх молодых людей в поезде. Парни хотели «поразвлечься» с моей гармонью – чуть не разбили авторский инструмент.
– Вас нередко использовали в корыстных целях. Не обидно было?
– Сотни звонков поступало от кандидатов в депутаты во время предвыборных кампаний. Ведь народ собирался в залы больше для того, чтобы посмотреть на гармониста. Конкурирующие между собой народные избранники нередко мне угрожали. Но самым страшным был поджог родительского дома. Этот пожар унёс тогда жизнь моей мамы. Совсем не случайно без вести пропал и брат. Сами же депутаты свои обещания, данные мне, не всегда выполняют. Но я всё равно соглашаюсь выступить – для меня важнее порадовать народ.
– Считаете себя патриотом?
– Конечно! Родился среди берёз в лесу. Покупаю только отечественные товары. Жаль, что русская деревня вымирает. От родной Хмелины остался один наш дом. Но я верю, что народ всё–таки потянется к земле–кормилице. Просто нужны толковые руководители. Доживу до 60 лет – поеду доживать в деревню. И непременно с гармошкой!