Торговля, производство, общепит и заготовки. На этих четырёх китах уверенно держится потребительское общество «Петровский кооператор» – одно из лучших предприятий этой сферы на Тамбовщине. Руководит нелёгким процессом потомственный работник торговли Анатолий Юкальчук.
С товаром – к каждому сельчанину
– Анатолий Николаевич, вы «рулите» уже 18 лет. А с чем столкнулись на начальном этапе?
– Пришёл буквально к разбитому корыту в районный потребительский союз. Тогда сельские потребительские общества (РПС) жили обособленно. Присоединили к РПС два сельпо: Петровское и Шахманское. В итоге силы и средства сконцентрировались в одном месте, а транспортных расходов стало меньше. И всё же старые долги не давали поднять голову. Пришлось принимать заёмные средства от населения и сдавать в аренду пустующие торговые площади. Старались работать, как говорится, с колёс, имея минимальные товарные запасы.
– За десять лет существования «Петровского кооператора» вы сохранили все традиционные виды деятельности. Какое направление лидирует?
– Почти 80% совокупного объёма деятельности составляет торговля. Прежде всего, это 23 магазина. Кроме того, два торговых павильона, выносная торговля хлебом, до недавнего времени работал буфет при центральной районной больнице. Важна сегодня и такая форма деятельности, как лавка на дому в с. Семеновка, где живут буквально одни пенсионеры.
Но не всё так гладко в торговле. Нам не хватает кадров, несмотря на то, что немало людей просто сидят без работы. А ещё, в связи с появлением крупных сетевых магазинов, в разы возросла конкуренция, тогда как покупательская способность населения сегодня низкая.
Хлеб – на любой вкус
– Отдельно хочется поговорить о производстве. Ведь продукция вашего хлебозавода по–прежнему популярна у петровцев.
– Да, возможности предприятия по выпуску хлеба большие, но из–за перенасыщенного рынка работаем не на полную мощность. Компенсируем снижение производства основного вида продукта выпуском полуфабрикатов: пельменей, котлет и др.
Недавно здесь появилась газовая печь, что снизило затраты на электроэнергию. Сократить расходы помогла и реконструкция котельной – приобрели менее «прожорливый» котёл. В результате себестоимость продукции стала меньше.
В ассортименте сегодня 17 наименований хлебобулочных изделий. Всю продукцию реализуем полностью, причём не только в сети кооперации – ещё обеспечиваем предпринимателей района и бюджетников.
Особые требования к качеству. Иначе не справиться с конкуренцией. Многие потребители убедились, что хлеб наш – из натурального, экологически чистого сырья, без пищевых добавок. Кстати, приезжие из других регионов ценят нашу продукцию и за вкусовые качества.
Пельмени по–домашнему
– Вряд ли кто в Петровке не знает ваши предприятия общепита. Но ведь и в них пришлось вложиться.
– Да, и немало. Кафе «Молодёжное» создали, преобразовав бывший магазин. Постарались соответствовать новшествам того времени – сделали кабинки, оснастили новым оборудованием, что, конечно же, привлекало народ. И «Молодёжное», и «Пельменная» славятся вкусными обедами и производством полуфабрикатов вручную. К тому же работаем с фаршем собственного приготовления. Удержаться перед домашними пельменями вряд ли кто сможет. Но нужно понимать, что стоить такое блюдо должно на порядок выше, нежели магазинные полуфабрикаты.
– А с заготовками как справляетесь?
– Благо, что и по сей день есть возможность закупать излишки у населения. Но очевидна проблема сбыта. Что–то отвозим на ярмарки, что–то используем для собственного производства: те же картофель, мясо. Спросом пользуются разносолы: капуста, помидоры, огурцы. Помимо этого, поставляем закупленную у населения сельхозпродукцию больнице, школам, детским садам.
– Вы обслуживаете 90% населения района. Руководство вас поддерживает?
– Нынешняя власть понимает, что мы нужны друг другу, а потому работаем в тесном взаимодействии.