Почему в сентябре?
— Юрий Александрович, сколько дорог и в какие сроки было отремонтировано за год?
— В 2017 году мы ставили перед собой большие задачи, которые требовали существенных финансовых, производственных, материальных и человеческих ресурсов. В начале года мы подали заявки в областное управление автомобильных дорог на выделение субсидий для ремонта и строительства дорог. Объекты были подобраны очень тщательно. Учитывали текущее состояние дорог, обращения горожан, проект Общероссийского народного фронта «Карта убитых дорог» и др. После формирования программы до нашего учреждения были доведены финансовые средства, это произошло в конце июня. Перед нами стояла задача по подготовке электронных аукционов, которые проводятся строго в соответствии с федеральным законодательством. Данные процедуры включают в себя немалое количество этапов, продолжительных по времени, с начала размещения плана закупок и до заключения контрактов может понадобиться более двух месяцев. После проведения всех необходимых действий в закупочных процедурах у нас были сформированы и подписаны контракты, определились все подрядные организации. К дорожным работам приступили 19 сентября, после подписания контрактов. Ремонт предстоял более чем на 23 улицах и проездах, задача была очень сложная. На весь комплекс работ отводилось около 40 дней, а общее финансирование только на ремонт составило порядка 280 миллионов рублей.
— Какие улицы ремонтировались?
— Мы заранее выработали стратегию. Первая наша цель была восстановить изношенное покрытие на дорогах магистрального значения — это улицы Рылеева, Пролетарская, Октябрьская, Красная, Носовская, Московская, Астраханская, бульвар Энтузиастов. Это дороги с самой высокой интенсивностью движения, в том числе грузового и общественного.
Второе важное направление, как и в прошлом году, — это ремонт поперечных улиц с частной жилой застройкой — проезд и улица имени Островского, проезды Безымянный, Астраханский, Озёрный, улица Пензенская, Весенняя и другие, Третьим направлением было продолжение работ на переходящих объектах, таких как Бориса Васильева, Пролетарская (от Интернациональной до Комсомольской площади), бульвар Энтузиастов, Советская и др. Помимо этого, в северных микрорайонах за счёт привлечения средств федерального бюджета также строились новые дороги с тротуарами и парковками — в микрорайоне «Козерог» с многоэтажной застройкой, и «Радужный» с частной. В этом году мы положили более 250 тыс. кв. метров асфальтобетонного покрытия — это больше, чем в прошлые годы.
Как ремонтировали?
— С какими трудностями пришлось столкнуться?
— Самые первые, именно — ремонтные работы начались на Пролетарской, ремонта которой так ждали автомобилисты, затем — на Московской, Астраханской и т. д. Это были самые трудные и проблемные улицы, где предстояло провести работы быстро и без перекрытия движения. Во-первых, остановка движения привела бы к транспортному коллапсу, а во-вторых, на таких улицах, как Московская, где расположена областная больница, это просто недопустимо. Поэтому акцент мы сделали на работу в ночное время. Особую благодарность хочется выразить службам и специалистам, которые принимали участие в решении текущих проблем. Это УГИБДД по Тамбовской области, МБУ «Дирекция благоустройства и озеленения», МУП «Тамбовгортранс» и другие. В первые дни казалось, что порядные организации не справятся в срок с поставленными задачами. Вызывало волнение и то, что в нашем регионе нет добычи инертных материалов для строительства дорог, как и нет производства битума, минеральных порошков и т.д. Поэтому подрядчики все необходимые материалы заказывали в соседних областях, что само по себе затягивало ход выполнения строительных работ. Решить все эти вопросы нужно было в кратчайшие сроки. Мы выходили на руководителей карьеров и других поставщиков, просили оперативной поставки, и постепенно нам пошли на встречу.
Откуда такие подрядчики?
— Много ли было нареканий к подрядным организациям?
— К сожалению, не все выигравшие торги подрядчики были достаточно оснащены специализированной дорожной техникой и, что ещё важнее, инженерно-техническим персоналом с хорошей подготовкой. Некоторым организациям во всех отношениях надо ещё расти и расти. Изначально подход к делу у дорожников не всегда был такой, как того требовали специалисты технического надзора нашего учреждения, и это подтверждается многочисленными предписаниями в адрес подрядчиков, а также взысканием неустоек. Но всё же, за этот год строителям мы выписали предписаний больше, чем за предыдущий. Совместно с претензиями — более 70 предписаний.
— Почему так происходит?
— Согласно действующему законодательству, на стадии проведения торгов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт заказчик обязан предъявлять к участникам закупки, т. е. подрядным организациям, например, требования к опыту работы. Данное обстоятельство допускает к участию в аукционах фирмы, которые имеют определённый опыт и историю но, к сожалению, к ремонтным работам такие требования отменены. Это означает, что любая организация, которая зарегистрирована недавно, при наличии печати и электронной подписи может участвовать в торгах на ремонт дорог. Организации, имеющие мало опыта, без квалифицированных кадров и собственной техники, может быть, и могут справиться с небольшой улочкой или проездом, но если они выигрывают ремонт таких улиц, как Носовская, Октябрьская, где необходимо не только качественно построить дорогу, но и грамотно организовать рабочий процесс, сделать это быстро, то начинаются большие проблемы. Вместе с тем, чтобы обезопасить себя, мы принципиально исключаем из контрактов авансирование работ. Есть немало примеров по соседним областям, где подрядчики получали аванс, а затем просто исчезали.
— Но в целом подрядчиками вы довольны?
— Когда достигается поставленная цель, тогда довольны. Для нас главное — результат и качество. В общей сложности в этом году мы построили и отремонтировали более трёх десятков дорог, главные магистрали в городе, поперечные улицы, улицы в новых и исторически сложившихся микрорайонах. Все они — самые злободневные, по каждой из них нам поступила масса обращений от жителей. На сегодняшний момент работы завершены более чем на 90 процентов, осталось только три участка.
— Как можно наказать нерадивых подрядчиков?
— Подрядные организации несут полную ответственность за качество работ и их выполнение в срок, иначе они вынуждены платить штрафы и неустойки. За существенные нарушения законом предусматривается одностороннее расторжение контракта с подрядчиком и его внесение в список недобросовестных поставщиков. В «чёрный список» вносится и учредитель компании, что не позволяет ему два года участвовать в торгах. В прошлом году мы внесли в «чёрный список» три организации, среди них и местные, и иногородние. Кстати, проектные организации тоже попадают в список неблагонадёжных. К новому году ещё некоторые фирмы могут оказаться там. Мы убеждены, что если не будут ужесточены законодательные требования к подрядным организациям, мы и в следующем году неминуемо столкнёмся с подобными проблемами. Закон о контрактной системе должен жёстче регламентировать подход к подрядным организациям. Сейчас мы работаем вместе с Общероссийским народным фронтом в этом направлении и надеемся быть услышанными. Мы бы хотели, чтобы торги выигрывали самые способные, ответственные и добросовестные организации. От этого напрямую зависит качество и сроки исполнения работ, а значит, и экономическое развитие города, и комфорт, и безопасность людей.
Как добиться качества?
— Дороги, даже новые, нередко вызывают нарекания у автомобилистов. Какие меры принимаются, чтобы дороги Тамбова стали по-настоящему хорошими и долговечными?
— Безусловно, разработка качественного проекта, работа добросовестного подрядчика, проведение контроля качества заказчиком — залог успеха. Мы во всём стараемся идти в ногу со временем. Проектами на строительство и ремонт дорог города предусматривается использование современных материалов и технологий. При новом строительстве в основании дорожной одежды применяются геосинтетические материалы в качестве гидроизолирующих и разделяющих прослоек. В качестве подгрунтовки мы используем только битумные эмульсии для улучшения сцепных качеств. На магистральных улицах в покрытии дорог применяются армирующие геосетки, а также щебёночно-мастичные асфальтобетонные смеси. Для их приготовления используем модифицированные битумы, стабилизирующие добавки, которые позволяют улучшить физико-механические свойства смеси, её качество и долговечность. Кроме того, мы применяем щебень высшего качества — первой и второй группы. Современные технологии укладки дорожного покрытия в настоящее время предусматривают не только использование качественных строительных материалов, но и применение подрядными организациями усовершенствованного оборудования с высокой производительностью труда. При проведении дорожных работ в городе Тамбове подрядчики используют в основном импортную технику. Очень важным нашим требованием является соблюдение всех технологических процессов. Используя новую специализированную технику, больше шансов добиться положительных результатов. Важнейшим фактором является оперативный контроль качества за применяемыми материалами и технологией производства работ. Для этого в штате учреждения есть отдел по контролю за строительством и ремонтом дорог. Все сотрудники данного отдела имеют высшее специализированное образование и проходят курсы повышения квалификации, в своей работе руководствуются действующими нормативными требованиями. Осуществляя контроль за производственными процессами, они постоянно присутствуют на объектах. Большинство наших сотрудников в дни, когда активно велись строительные работы, практически сутками находились на работе, отдавая все силы общему делу. Они проводят все этапы контроля, начиная от входящего и заканчивая приёмочным, включая все инструментально-измерительные мероприятия и лабораторные исследования.
— Юрий Александрович, расскажите о коллективе. Кто особенно из ваших сотрудников отличился в этом году?
— Мы стараемся совмещать опыт старших специалистов и энтузиазм молодёжи. Энергия молодых и опыт старших прекрасно дополняют друг друга, и это даёт ожидаемый результат. В течение последних лет коллектив становится моложе, и во многом это стало возможным благодаря кафедре «Городское строительство и автомобильные дороги» ТГТУ. Кстати, я тоже выпускник кафедры, был преподавателем и скажу, что методики теории и практики там на высоком уровне, а выпускники востребованы не только в регионе, но и в столице и других городах. Сотрудничая с кафедрой, мы стараемся привлечь к себе самых способных выпускников, и отслеживаем кадры ещё со студенческой скамьи. Сотрудников хотелось бы отметить всех, ведь для того чтобы была построена хотя бы одна дорога в городе, должны слаженно, как один единый организм, поработать все работники учреждения. И это не просто так, ведь они — люди с активной жизненной позицией. Я горжусь, что возглавляю такой живой, дружный и сплочённый коллектив. Вместе мы добьёмся отличных результатов.
Комментарии
Михаил Сысоев, координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» в Тамбовской области:
— Наша задача — обратить внимание чиновников на улицы, которые прежде всего значимы для жителей. На карте отмечаются дороги города Тамбова, Тамбовской области, находящиеся в плохом состоянии. Отмечая дорогу на карте и формируя её рейтинг посредством голосования за неё на сайте, граждане могут повлиять на включение дороги в планы ремонта. К примеру, в рамках работы МКУ «Дирекция городских дорог» города Тамбова в 2017 году были отремонтированы такие дороги, как улица Б. Васильева, улица Весенняя, Рылеева, Пролетарская.
Арарат Казарян, генеральный директор ООО «Бондарская ДСПМК»:
— В 2017 году, после многолетнего опыта работ в сфере дорожного строительства по Тамбовской области, ООО «Бондарская ДСПМК» впервые решило принять участие в электронных торгах по строительству и ремонту автомобильных дорог в г. Тамбове. Нам удалось выиграть несколько аукционов и заключить контракты. В начале производства строительно – монтажных работ организация столкнулась с многочисленными трудностями, работы пришлось выполнять в стесненных городских условиях при огромном количестве подземных инженерных коммуникаций, без сброса дорожного движения. Поначалу получали предписания от кураторов МКУ «Дирекция городских дорог», которые необходимо было устранять в кратчайшие сроки. Потом вошли в производственный ритм и старались сразу соблюдать требования технического надзора заказчика, который постоянно контролировал ход выполнения работ, а работали мы не только днём, но и ночью. Для ускорения производства работ старались оперативно решать возникающие вопросы совместно с кураторами, которые в свою очередь дотошно подходили и к принятию нашей работы, и к решению всех возникающих проблем.
Анатолий Сафонов, генеральный директор Ассоциации СРО «Тамбовские строители»
— Современная дорожная инфраструктура является важной характеристикой развития любого региона страны. Качество автомобильных дорог зависит от различных факторов, начиная с финансирования отрасли и заканчивая порядочными и сильными строителями. В Союз тамбовских строителей входят более 313 организаций, и из них ни много ни мало — более 30 дорожных организаций. Многие из них работают на тамбовском рынке. Строят, реконструируют и ремонтируют дороги в области и городах Тамбовщины. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, объём дорожных работ достаточно приличный. В одном городе Тамбове в этом году отремонтировано немалое количество дорог. Темп строительства, безусловно, растет с каждым годом. Если в таком режиме и дальше будет продолжать свою работу МКУ «Дирекция городских дорог», то, думаю, за несколько лет состояние улично-дорожной сети заметно изменится в лучшую сторону.
Константин Андрианов, заведующий кафедрой «Городское строительство и автомобильные дороги» ТГТУ, доцент, кандидат технических наук.
— Начиная с 2003 года в Институте архитектуры, строительства и транспорта ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет» на кафедре «Городское строительство и автомобильные дороги» ведётся подготовка специалистов в области дорожного строительства.
Выпускников с удовольствием приглашают работать на предприятия, организации и управления, занимающиеся проектированием, строительством, эксплуатацией и ремонтом автомобильных дорог и городских улиц не только в Тамбовской области, но и за её пределами. Стоит отметить, что уже на протяжении многих лет имеется постоянный спрос на специалистов дорожной отрасли, окончивших ТГТУ, что в первую очередь связано с высоким уровнем их подготовки.
Выпускники вуза успешно работают и в МКУ «Дирекция городских дорог». Кроме того, университет совместно с МКУ «ДГД» проводит практики студентов, специалисты учреждения принимают участие в круглых столах, проводимых на базе университета, а также выполняются совместные научно-исследовательские работы по тематикам, предложенным специалистами учреждения.