Сможет ли общественный контроль помочь ответить на вопросы, связанные со сферой ЖКХ, и стать связующим звеном в выстраивании партнёрских отношений между жителями и управляющими компаниями?
С первого по десятое
«До десятого числа нужно заплатить за квартиру» – такие планы давно привычны для многих тамбовчан. Мало того, коммунальные счета для большей части горожан стали «отправной точкой» планирования семейного бюджета. С первого по десятое число каждого месяца заметно оживают торговые центры нашего города. Нет, не за покупками идут горожане, просто кассы приёма платежей за жилищно–коммунальные услуги находятся зачастую в супермаркетах. И каждый месяц там выстраиваются очереди из ответственных и добропорядочных собственников квартир.
Квитанции за жилищно–коммунальные услуги сегодня – это и любимая тема разговоров во дворах. Их обсуждение стало регулярным и злободневным.
С обязанностями собственников жилья всё понятно – им нужно оплатить услуги ЖКХ в необходимых объёмах и в срок. А что же по ту сторону «баррикад»? Должным ли образом управляющие компании исполняют взятые на себя обязательства? Правильно ли выставляют счета за общедомовые нужды? Соответствуют ли объёмы заявленных сумм реальному потреблению? В общем, вопросов много. И порой возникают они из–за незнания и бесконтрольности. При этом отсутствие информации зачастую порождает домыслы и сомнения, а бесконтрольность – беззаконие.
Как проверить?
В том числе для решения подобных вопросов правительство расширило полномочия общественного жилищного контроля. Постановление «О порядке осуществления общественного жилищного контроля» утвердило правила работы.
«Новый документ определяет, что взаимодействие органов власти и центров общественного контроля должно быть максимально прозрачным и эффективным, – поясняет Андрей Пронькин, руководитель центра общественного контроля в сфере ЖКХ Тамбовской области. – Основная цель деятельности общественного контроля в ЖКХ – повысить качество предоставляемых услуг. Изменения действующего законодательства усиливают позиции общественного контроля в жилищной сфере, закрепляя за ним определённый правовой статус».
По установленным правилам, организаторами общественного жилищного контроля вправе быть общественные палаты и общественные советы разных уровней, иные общественные объединения, соответствующие необходимым требованиям. О проведении контроля его организаторам необходимо принимать отдельные решения, причём они должны быть опубликованы в сети Интернет, а с 1 июля 2017 года – в ГИС ЖКХ. Общественный жилищный контроль может проводиться в форме общественной проверки, общественных (публичных) слушаний либо общественной экспертизы.
Что изменится?
Общественный жилищный контроль призван наладить конструктивный диалог между собственниками жилья, властью и организациями коммунального хозяйства. Результат гарантирован, если все его участники будут честными и порядочными. Так, в начале 2017 года уже были пресечены попытки использования механизма общественного жилищного контроля в качестве средства шантажа организаций коммунального комплекса. Подобное недопустимо!
Хочется верить, что правовой статус общественного контроля повысит открытость и прозрачность коммунальных служб. Возможно, благодаря ему коммунальщики смогут наладить партнёрские отношения с жителями домов, их работа станет более эффективной, а потребители смогут получать достоверную информацию по наиболее актуальным вопросам жилищно–коммунальной сферы.