Почему автобусы в нашем городе недоступны большинству людей с ограниченными возможностями, да и уехать на общественном транспорте после 19 часов проблематично?
В. Пряхин, Мичуринск
На что жалуются?
Перевозчики готовят обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой провести проверку действий администрации города по организации пассажирских перевозок, так как не удовлетворились ответом прокуратуры Мичуринска. Они предполагают, что некоторые дельцы получили доступ к лакомым аукционам. В результате в Мичуринске большинство маршруток ходит до семи часов вечера и по-прежнему неудобны для людей с ограниченными возможностями.
Шесть предпринимателей Мичуринска попросили генерального прокурора Юрию Чайку проверить реализацию аукционов, объявленных в прошлом году администрацией города на перевозку пассажиров по шести маршрутам. В декабре они направляли жалобу в прокуратуру Мичуринска, но ответ посчитали отпиской. По словам предпринимателей, в наукограде началась скрытая война между предпринимателями, победившими на конкурсе, и теми, кто из-за высоких требований в документации не рискнул в нём участвовать.
Сколько ждать маршрутку?
Власти Мичуринска обещали горожанам сладкую жизнь: низкопольные просторные автобусы, удобные салоны, движение по конкретному расписанию несколько раз в час. Каждый перевозчик был обязан оборудовать машины системой ГЛОНАСС, чтобы жители города отслеживали по установленным на остановках экранам время, когда подъедет маршрутка. Контракты с победителями аукционов на обслуживание маршрутов № 3, 2, 8, 10, 4 и 6 были заключены на срок с первого сентября 2017 года по 31 августа 2022 года. Спустя три месяца после начала действия договоров некоторые перевозчики поняли, что напрасно не участвовали в аукционах. Победители, по мнению авторов жалобы (они об этом пишут в своём обращении), не спешили выполнять прописанные в документации требования, зато охотно подавали документы на возмещение трат для перевозки пассажиров.
Почему не купили автобусы?
— Цена проезда в общественном транспорте не поднималась с 2013 года, — говорит предприниматель Яков Поротиков. — В конкурсную документацию включили требования о покупке низкопольных автобусов. Он стоит 6 млн рублей. Чтобы вернуть затраченную сумму, его надо использовать около 10-15 лет. Это невыгодно предпринимателю. Поэтому многие перевозчики не стали участвовать в аукционах на обслуживание маршрутов.
Если одних бизнесменов требования в документации отпугнули, то других нет. Низкопольные автобусы до сих пор никто не видел. Предприниматели затоварились новыми «Газелями Next» и этим ограничились — зачем лишний раз заморачиваться, и так прокатит.
— Перевозчики должны были установить в салоны маршруток оборудование, с помощью которого инвалиды бы заходили в них. Я лично не видел в Мичуринске маршрутки, где такое оборудование есть. Общественный транспорт инвалидам по-прежнему недоступен. Чтобы добраться до поликлиники или больницы, нужно тратить деньги на такси, — объясняет ещё один предприниматель — Сергей.
Почему не работает ГЛОНАСС?
Ещё одно требование главы города Александра Кузнецова к работе перевозчиков — установка на маршрутках и автобусах системы ГЛОНАСС. Она подключается к экранам на остановках, и жители видят, через какое время приедет нужный им транспорт. Сегодня на табло выводится время, только оно, по словам горожан, не соответствует реальному графику. Бутафория, которая скрывает провальную работу перевозчиков.
— Недавно табло показывало температуру в Мичуринске +410 С. Зато сколько денег администрация города вбухала в их покупку, — жалуется мичуринец Виктор Назаров.
ГЛОНАСС перевозчикам невыгодно подключать к автобусам, считает перевозчик Яков Поротиков. Если бы оборудование было на машинах, то чиновники легко бы отследили, как выполняется график движения на маршруте 8, 10 или 4. Есть нарушения — на транспортников наложили бы санкции вплоть до расторжения договоров. Но поскольку системы на большинстве маршруток нет, наказывать, соответственно, некого. Объясняется всё просто — техническим сбоем.
Почему не у дел?
В Мичуринске транспортные услуги горожанам предоставляют около 90 индивидуальных предпринимателей. По условиям контрактов, заключённых администрацией города с шестью победителями конкурсов, перевозчики, если им не хватает машин, должны были оформить договоры аренды с другими предпринимателями. А произошло ли это?
— Если бы нашему главе города было не всё равно, он давно бы отреагировал и прекратил безобразия, — говорит перевозчик Сергей.
Мичуринские предприниматели, оставшиеся не у дел после разыгранных аукционов, чувствуют себя обманутыми администрацией города. Они тоже хотели бы перевозить жителей на своих машинах, только теперь ушли работать в другие районы Тамбовской области.
Разве это улучшение?
— Конечно, обидно, — говорит один из перевозчиков Мичуринска. — Выставили требования высокие к работе, проезд повышать не стали, а где взять деньги, чтобы их исполнить? Кто-то из коллег оказался хитрее, победил на аукционах и ездит, как раньше. Разве это улучшение качества перевозок?
Между тем предприниматели с досадой наблюдают за тем, как их ушлые коллеги сдают льготные талоны и возмещают расходы на перевозку пассажиров. Баснословные деньги текут рекой в карманы бизнесменов, словно с молчаливого согласия первых лиц города. А как иначе?
— По своему опыту могу сказать, что за день работы около 25 % пассажиров имеют право на льготный проезд. Это 600 рублей в день. В месяц получается 18 тысяч рублей, за год — чуть больше 200 тысяч рублей. Как другие перевозчики умудряются получать миллионы? — рассуждает предприниматель Яков Поротиков.
Что заставляет соглашаться?
Его коллега Сергей вспоминает, насколько мучительно и унизительно сдавать документы для оформления компенсации в счёт перевозки льготных пассажиров.
— Нужно отстоять очередь, через которую отдельные чиновники администрации проводят знакомых перевозчиков. Затем инспекторы отдела соцзащиты, проверив билеты, заявляют, что «за такие номера уже была выплачена компенсация другому бизнесмену».
В результате за месяц вместо 18 тысяч рублей получишь 8.
— Что заставляет соглашаться? Нужны деньги, — объясняет Сергей. — Если откажешься и будешь жаловаться на дублирование билетов, компенсацию вернут через 2-3 месяца, с формулировкой «технический сбой». Система действует, похоже, по указке сверху. Бороться с ней в одиночку тяжело.
Будет ли решение?
Ответ из Генеральной прокуратуры должен прийти позднее. Авторы жалоб говорят, что беспокоятся не только из-за себя, дескать, остались не у дел после аукционов, а кто-то победил и гребёт миллионы. Предпринимателям жалко мичуринцев. Ведь это им администрация Мичуринска обещала комфортный транспорт и чёткое расписание движения автобусов. А пока автобусы по-прежнему недоступны большинству мичуринцев с ограниченными возможностями. И уехать на общественном транспорте после 19 часов проблематично. Победители аукционов слишком любят деньги, видимо, чтобы нанимать водителей работать в две смены. А люди как-нибудь перебьются. Не привыкать.