Аргументы и Факты
chr.aif.ru
16+
Черноземье
Аргументы и Факты
chr.aif.ru
16+
Черноземье
Примерное время чтения: 4 минуты
289

Не доживут до 70 лет? В Тамбове хотят убрать троллейбусы

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 38. АиФ-Тамбов 17/09/2025
Анна Логинова / АиФ

Троллейбусы Тамбова отправятся в свой финальный рейс 31 октября — ровно за пять дней до 70-летия со дня запуска электротранспорта в городе. Эпоха троллейбусов завершится из-за износа инфраструктуры и отсутствия финансирования.

Бум «рогатых»

Троллейбусное движение в Тамбове началось 5 ноября 1955 года — важная веха в истории городской инфраструктуры, по данным с официального сайта муниципального бюджетного учреждения «Пассажирские перевозки». За несколько месяцев до этого группа из 28 человек прошла обучение в Казани, чтобы стать первыми водителями электротранспорта. В конце октября 1955-го в город привезли 10 троллейбусов, и уже 5 ноября они вышли на маршруты. Первые линии связали ключевые точки города: «Динамо — Зеленхоз», «Динамо — Ж/д вок­зал» и «Ж/д вокзал — Депо». В первый день проезд был бесплатным, и желающих прокатиться было очень много.

К 1985 году была построена вторая троллейбусная база на 100 машин. Протяжённость контактной сети выросла до 79,6 км, а к 1988 году достигла 97,6 км. Появились новые подстанции. Парк увеличился до 185 троллейбусов, ежедневно на линиях работало около 130 машин. Это был пик развития системы.

От кризиса к закрытию

С распадом СССР начался системный упадок. В 1990-е годы финансирование прекратилось, новых троллейбусов не поступало, строительство линий остановилось. Износ техники стал критическим: если в 1989 году в парке было 185 машин, то к 1999-му — всего 96, а к 2000-м — менее 40. Многие маршруты были свёрнуты, пассажиропоток упал.

К 2025 году система оказалась на грани полного развала. Контактная сеть сильно обветшала, её замена потребует около миллиарда рублей — сумма, недоступная для городского бюджета. Один новый троллейбус стоит до 35 миллионов рублей. В мае 2025 года начался демонтаж сети на Моршанском шоссе. В июле закрыли маршрут № 3 из-за низкой рентабельности. Остался лишь один — № 5 «Ж/д вокзал – Пигмент». На линиях работало всего четыре троллейбуса.

Глава администрации Тамбова Максим Косенков в ходе прямой трансляции объяснил, что содержание троллейбусов забирает до 10% доходов «Тамбовгортранса». Эти средства эффективнее направить на запуск 30 газомоторных автобусов, которые закроют дефицит перевозок. Троллейбусы пока не ликвидируют, а только приостановят движение. Если появятся ресурсы, систему можно будет возродить.

В будущее с электротранспортом?

Решение властей вызвало широкий общественный резонанс. Депутат гордумы Артём Александров считает, что троллейбус можно было спасти — например, за счёт закупки современных машин с автономным ходом, способных работать без контактной сети. Он напомнил, что Минтранс России ранее призывал регионы не отказываться от электротранспорта без альтернативы и механизмов гос­поддержки.

Владимир Сайного, координатор межрегионального общественного объединения «Общественный транспортный совет», считает,  что заявление о 10% расходов на содержание троллейбусного хозяйства может быть формально верным, но требует серьёзной корректировки. По его мнению,  цифры используются выборочно, и выгоды от отказа от троллейбусов преувеличиваются. Он подчеркнул, что затраты на простой контактной сети — это не вина троллейбуса, а системная проблема, которую не следует перекладывать на него, как и несправедливо списывать на него нехватку водителей или простои  автобусов.

По его оценке, экономия в 10% никак не позволит вдвое увеличить  выход автобусов. Максимум, что можно сделать, — временно усилить отдельные маршруты за счёт других. Эксперт также указал, что троллейбус в Тамбове уже не раз использовался как «козёл отпущения»: за последние десятилетия 90% линий и подвижного состава было выведено, но это не решило проблем предприятия — выпуск автобусов продолжает снижаться. Он добавил, что во многих российских городах троллейбус успешно развивается благодаря федеральным программам обновления.

Кстати

Власти разрабатывают стратегию развития транспортной системы региона совместно с Научно-исследовательским институтом «МосТрансПроект». Документ определит приоритеты на ближайшие пять лет, включая модернизацию автопарка и улучшение маршрутной сети. Планируется создать региональный стандарт и комплексный план обслуживания, что позволит участвовать в федеральных программах до 2030 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах