В автобусах, троллейбусах областного центра с 1 июня стоимость проезда увеличится с 15 до 17 рублей, в маршрутках — с 16 до 18 рублей. Последний раз стоимость проезда повышали в 2015 году.
Тогда, как и сейчас, пересмотр тарифов назвали вынужденной мерой, вызванной убытками, необходимостью обновления подвижного состава и повышением зарплаты работников пассажирского транспорта, а также подорожанием ГСМ и запчастей.
На грани выживания
Конечно, повышение тарифа — мера всегда непопулярная, но вынужденная. Представители транспортных компаний не раз обращались к органам власти, прося увеличить тариф. Недавно они провели встречу с руководителем комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства областной Думы Александром Куприяновым.
«Мы говорили о тарифах и в целом о развитии транспортной сферы города. Например, в Воронеже планируют повысить стоимость в городском транспорте до 25 рублей, в Липецке — до 22 рублей, в Пензе — до 20 рублей. То есть во всех соседних нам областях в этом году тоже будет увеличение, и более существенное, чем у нас», — говорит он.
В Тамбове, как сказано выше, проезд не поднимали три года.
«При этом три года назад бензин стоил около 30 рублей, а сейчас — на уровне 40 и выше, — говорит руководитель «Автотранспортного союза Тамбовской области» Владимир Анурьев. — Резина на автобус стоила восемь тысяч за покрышку, теперь — уже в районе 12 тысяч рублей. Стоит ли говорить, что коммерческая перевозка людей в Тамбове стоит на грани выживания?»
Кроме того, подорожали электроэнергия, запчасти, очень сильно увеличились затраты транспортных предприятий на обеспечение безопасности, а это тоже обязательная статья расходов согласно новым законам. Что же касается зарплаты работников предприятий, то в действующих тарифах она заложена всего в 11 тысяч рублей. Если раньше владельцы автобусов в случае серьёзной поломки, например, двигателя, брали кредит на ремонт, то теперь они вынуждены сдавать автобус в чермет.
«Никакого обновления парка мы не наблюдаем — многие коммерческие автобусы коптят чёрным дымом и работают уже не первый срок положенной эксплуатации, — комментирует Александр Куприянов. — Увеличение платы за проезд отразится на кошельке горожан, ещё раз повторю, что принятая мера крайне непопулярна, и ждать сочувствия от людей здесь по понятным причинам нельзя. Но нельзя отрицать и того, что при тарифе в 15 рублей ни о каком развитии транспортной сети речи быть не может. Это предпринимательская сфера, и малый бизнес должен развиваться. И люди, работающие водителями, кондукторами, механиками тоже должны получать достойную оплату за свой труд».
Чтобы не коптили
Помимо повышения тарифа есть и другая новость: городские автобусы проходят тотальную проверку. В мае началась операция «Чистый воздух». Она специально организована летом, так как увеличивается количество транспорта, содержание пыли и других вредных примесей в воздухе.
Недавно проверили транспорт, курсирующий по маршрутам до конечной остановки «Железнодорожный вокзал». Больше всего внимания уделили автобусам. По словам специалистов, их двигатели, работающие в основном на дизтопливе, выделяют в окружающую среду более 200 токсических веществ и соединений. Если техническое состояние автобуса неудовлетворительное, то эта цифра возрастает в разы. При этом часть автобусов в городе благодаря участию в различных программах удалось перевести на газомоторное топливо, в перспективе их должно стать не менее 40 процентов от общего числа пассажирского транспорта.