Примерное время чтения: 5 минут
251

Не слушают народ. Должны ли власть и бизнес учитывать результаты соцопросов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Тамбов 09/12/2015

Ситуация объединила жильцов, инициативная группа которых обратилась к известному социологу Александру Дробжеву с просьбой провести независимое социологическое исследование мнения жителей района по этой проблеме. Каковы же результаты?

Лебедь, рак и щука

– Александр Михайлович, почему людям приходится доказывать свое право на то, чтобы сохранить единственную в районе «зелёную зону»?

досье
Александр Дробжев - кандидат социологических наук, доцент, член Российского общества социологов, Ассоциации региональных исследовательских центров социологических исследований «Группа 7/89», более 20 лет по авторской программе преподавал социологию в университете.
– Я начал бы разговор с классического примера, изложенного в известной всем басне Крылова про телегу, лебедя, рака и щуку, чтобы на отдельном примере понять ситуацию. Так вот, представим, что горожане – это «лебеди», власть – «раки», а бизнес – «щуки». Живут они также, как и в басне, растягивая изрядно потрепанный воз (городскую среду) в разные стороны. Единства от них ждать невозможно: они действуют исходя из своих «родовых» интересов, качеств, и, как доказывает история, они практически никогда не совпадают. Но сюжет басни разворачивается на фоне утверждённого государственного устройства – демократии, за которое в свое время боролись все три героя. Кажется, всё вполне логично – при демократии решение за большинством. Власть, бизнес и общество должны строить взаимодействие на этом принципе. Однако логика и практика всегда ли совпадают? Вот здесь своеобразным индикатором служит конкретная ситуация с «зелёной зоной» и строительством торгово–офисного здания в парке. Для этого мы и провели опрос мнений жителей района, окна которых в прямом смысле смотрят на эту спорную территорию.

– Прежде чем поговорим об этом, скажите, а что, если результаты исследования будут кому–то не по душе?

– Я даже уверен, кому они будут не по душе. Ответ найдёте без затруднения – застройщикам, которые хотят на месте «зелёной зоны» построить очередной торговый центр. К результатам социологических исследований реального мнения людей, как всегда, очень тенденциозное и выборочное отношение: если данные соответствуют интересам компании, политического лидера, кого угодно – их восхваляют как высший и авторитетный источник. Если же результаты отличны от ожидаемых, ее клеймят или игнорируют вплоть до неприличных выражений. Заказчик хочет получить то, на что он рассчитывает, но объективное мнение может обернуться для него худшим из всех мыслимых вариантов. Именно поэтому власти и бизнесу зачастую невыгодно знать мнение народа. По крайней мере, за мою 27–летнюю практику я не помню ни одного примера в Тамбове, чтобы структуры власти заказывали исследование у независимых социологов, за исключением случаев, связанных с выборными кампаниями.

Мнение высказано

– Итак, расскажите о том, что удалось выяснить в ходе исследования.

– Семь интервьюеров–волонтёров 15 и 16 ноября провели поквартирный опрос 19 домов, прилегающих к территории спорной зоны. Это, по результатам натурного обхода, – 1 185 домохозяйств. Выборка составлена в размере 290 респондентов. В результате опрошено 297 жителей. С помощью первого вопроса мы выяснили, знают ли люди о проводимых работах в районе парка. Этот и другие вопросы задавались в открытой форме, а варианты ответа систематизировались и формализовались в базе данных. Абсолютное большинство жителей – 82,2% имеют представление о существующей проблеме. Отвечая на второй вопрос: «Считаете ли вы, что мнение жителей должно быть основой или учитываться органами власти при решении о строительстве крупных объектов в районе вашего проживания», 92,9% людей с большей или меньшей степенью категоричности ответили утвердительно. Вполне логично звучал и следующий блок вопросов, замеряющий то, как и в какой степени власти и прочие организации учли мнение жителей, принимая решение о строительстве, а также степень влияния заинтересованных организаций на мнение населения. Как видно, наибольшую активность в информировании жителей района проявили активисты – противники строительства торгово–офисного здания. Эта активность привела к конкретным действиям – сбору подписей 38,7% жителей района к органам власти против строительства. Представители застройщиков тоже не бездействовали. Опрос показал, что 14,4% жителей района застройщик объяснил свои планы. Всё же результаты опроса говорят о том, что людей в большей степени информировали, убеждали, но мнения людей по этому вопросу никто не выяснял: так сказали 97,6 % людей. А теперь самая главная цифра: против строительства торгово–офисного центра выступают 95,4% жителей района, а его строительство поддерживают 3,7 %. Нужны ли здесь какие–либо комментарии?

– Итак, мнение высказано. Как вы думаете, что будет дальше?

– Да, высказано, притом однозначно. Хочется верить, что демократия как заявленная власть народа перестанет быть пустым словарным определением, а станет реальностью. Насколько мне известно, инициативная группа жителей планирует опубликовать результаты исследования и направить их в администрации города и области. На мой взгляд, было бы неплохо, чтобы жильцы встретились лицом к лицу с теми, кто принимает решения относительно их жизненного пространства. Я тоже с удовольствием принял бы участие в такой встрече. С помощью социологии – самой объективной из практических социальных наук – я донёс бы полную информацию о мнении тамбовчан как по этому, так и по другим ключевым вопросам жизни нашего города.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах