Примерное время чтения: 5 минут
153

Олимпийская нагрузка. В какой помощи действительно нуждаются школьники?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Тамбов 26/08/2015

Тамбовский лицей №14 имени А. М. Кузьмина занял 25 строчку. Директор этого образовательного учреждения Геннадий Любич рассказал нам не только об успехах, но и проблемах регионального образования.

Прощай, Тамбов

– Геннадий Рувимович, получается, что вы, как раньше говорили, куёте кадры для других регионов?

– Вы предлагаете нам снизить качество обучения, чтобы ребята не смогли поступить в московские вузы и остались дома? Если говорить серьезно, то пристально слежу за судьбой выпускников нашего лицея. С одной стороны, за них рад, что они сумели себя реализовать в жизни. Но с другой ‑ грустно, что регион пока не может предложить какой–то альтернативы для одарённых ребят. Это не значит, что в нашей области никудышное высшее образование. В Москве и Санкт–Петербурге есть вузы, которые готовят студентов гораздо хуже, чем в Тамбове. Но талантливые ребята стремятся поступить не в них, а признанные во всём мире университеты и институты. Москва всегда была и остаётся серьёзным трамплином для перспективных молодых людей. Поэтому тамбовские выпускники всё чаще покидают родной город. Приблизительно 75% наших лицеистов за последние 10 лет уехало из Тамбова. Так вот, проблема не в том, что они куда–то отправились учиться, главное – создать в региональной науке, бизнесе и социальной сфере условия для их возвращения. А это задача уже иного уровня сложности.

‑ Как вам всё же удалось занять столь высокое место в престижном рейтинге?

‑ Работаем по принципам, которые ещё заложил основатель нашего лицея Алексей Михайлович Кузьмин. У нас может учиться только тот, кто способен выдерживать максимальную «олимпийскую» нагрузку. Учёба должна быть одновременно трудной и интересной. Педагоги и ученики – одна команда.

Помочь с выбором

‑ Сейчас многие школьники мечтают стать управленцами, банковскими служащими, бизнесменами. Но, увы, учительствовать мало кто мечтает.

‑ К сожалению, это так. К тому же тамбовский и мичуринский пединституты безжалостно оптимизированы, сокращаются в них и бюджетные места, педколледжи ликвидируются, при этом область нуждается в квалифицированных учителях. Но драматизировать ситуацию не стоит. Эту проблему можно решить по–другому. О чём свидетельствует мой опыт работы. По образованию я программист, но я начал преподавать информатику ещё будучи студентом, и таким образом получил педагогическую практику, не имея специального образования. Во многом я благодарен Алексею Михайловичу Кузьмину, который заинтересовал меня и привлёк к работе в школе. Я уверен, что практика привлечения к преподаванию активных студентов применима и сегодня. Тем более, в области есть школа губернаторского резерва, куда входят студенты разных специальностей. Можно для желающих реализовать себя на этом поприще разработать специальную программу обучения. Вы спросите, как их заинтересовать? В любой школе много активных педагогов, которые могут пробудить интерес к профессии. А повышение зарплаты и стипендии за счёт областного бюджета могло бы стать хорошей дополнительной мотивацией для молодых людей.

‑ Найти свое место в жизни нелегко. Тем более школьнику. Как ему помочь в выборе будущей профессии?

‑ Если ребёнок за 11 лет не определился, чем он хочет заниматься в жизни, скорее всего, он пойдёт учиться ради «корочки». После колледжа или вуза, как правило, такие ребята не работают по профессии. Поэтому школьникам надо помогать в этом деле. И чем раньше мальчик или девочка поймут, в чём суть той или иной профессии, тем проще им определиться с выбором. Для этого у нас и существуют профильные классы. Если выпускник уверен в своём выборе, он ещё в вузе захочет как можно скорее начать практиковаться, заниматься любимым делом.

Но здесь должно быть встречное движение бизнеса и государства. Хороший работодатель уже в школе должен подбирать для себя претендентов в кадры, следить за их развитием, если необходимо, мотивировать материально через именные стипендии и оплату обучения в том или ином вузе.

Думая о будущем

– Вы один из разработчиков программы обучения для научного центра Сколково. В каком состоянии сейчас этот проект?

– Сейчас президентом РФ инициируется проект 1 000 новых школ в России, и мы попадем в эту программу. Поэтому в 2015 году планируется развернуть полномасштабное строительство центра.  Технологии инновационного обучения уже шлифуются во многих школах Тамбова и области.

Образовательная программа «Сколково» должна вобрать в себя множество современных наработок. Например, мы хотим внедрить в неё мультилингвистику – возможность обучения сразу нескольким языкам и преподавание с применением современных технологий. Кстати, считаю, этот проект – замечательная возможность привлечь студентов к педагогической работе. Молодые люди склонны интересоваться новшествами, тем более «Сколково» – совершенно новое слово в обучении. Работая над этим проектом, думали, прежде всего, о будущем российской школы. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах