Атаман Тамбовского отдельского казачьего общества Центрального казачьего войска Владимир Векленко считает, что историческая роль тамбовского казачества незаслуженно принижена. 21 июля, в День Казанской иконы Божьей матери, атаман отпраздновал свой 60-летний юбилей.
Укрепляли рубежи
- Владимир Пантелеймонович, где на Тамбовщине обитали казаки?
- В 1636 году по указу царя Алексея Михайловича целыми семьями казаков переселяли к нам с Дона, Терека, Запорожья. Они обустраивали крепость Тамбов на белгородской черте. Укрепляли Тамбов, сёла Полковое, Беломестная Криуша, Покрово-Пригородное, Цнинское, Донское. Отдельной слободой на Лысых Горах поселились выходцы с Дона.
Более того, для охраны ближних рубежей отряд, сформированный из тамбовских казаков, переселили на р. Хопёр. Позже Хопёрское объединение стало составной частью Всевеликого Донского войска. От Тамбова пошла и ветвь уральских, сибирских казаков. На Урале даже есть село Тамбовка. А так называемые мещерские казаки жили на севере современной Тамбовщины ещё во времена Ивана Великого.
Кстати, три года назад при раскопках в районе аэропорта мы находили казачьи атрибуты. Сегодняшние сёла Донское, Татаново, Шапкино, рабочий посёлок Мучкап - это бывшие казачьи поселения. К сожалению, в областном краеведческом музее пока нет ни одного отдела на тему казачества.
- Получается, что у современников тяга к казачеству проявляется на генном уровне. Вы также почувствовали в себе кровь казака?
- Родился на Днестре - этим многое объясняется. Как и всех казаков России, моих предков застигли годы репрессий - забрали деда. Больше о нем узнать ничего не удалось. Но мне с детства хотелось носить на себе офицерский чин. И эта мечта сбылась - служил в Тамбовском высшем военном авиационном училище лётчиков имени М. Расковой. Между прочим, был там единственным офицером, носящим бороду, чего тогда не позволялось. Проявил настойчивость, ведь казак без бороды - что-то противоестественное. И все с уважением отнеслись к моему выбору.
По-настоящему «заиграла кровь», когда впервые увидел казаков в 93-м, в храме Иоанна Предтечи в Тамбове. Чуть позже стал серьёзно интересоваться, откуда они взялись в наших краях…
Вместо коня - пожарная машина
- Сколько казачьих войск подчиняются «батьке-атаману» в нашем регионе, и чем сегодня занимаются казаки?
- У нас - четырнадцать первичных организаций: хуторских и станичных. Всего в них насчитывается около тысячи казаков. Охраняем коммунальные системы, следим за общественным порядком. Например, в Кирсанове казаки патрулируют улицы, но пока на уровне добровольных дружин. Недавно руководство области передало Мичуринским, Моршанским и Жердевским казакам пожарные машины. Теперь мы можем создавать добровольные пожарные дружины.
Много работаем с детьми и молодёжью. В посёлке Георгиевский - казачий образовательный центр. Ребята проходят основы военной службы, верховой езды, а также изучают историю Российской армии, этику и русскую культуру. С гордостью носят форму. Когда-то в Тамбове было своё суворовское училище, о чём свидетельствует памятная доска на Набережной. Есть идея возродить его, придав казачий статус.
- Раньше казакам раздавали земли, где они вели своё хозяйство. И что теперь?
- Специально земельные участки нам никто не выдает. Хотя разработаны законы, указы, но они почему-то не действуют. И все-таки казаки «от земли» у нас есть. Например, атаман из Петровского района Вячеслав Дубровский - фермер. У него и пасека, и овцы. Еще один наш аграрий - Сергей Романов из Мичуринска.
Обидно, что «годы забытья» негативно отразились на этно-социальной культуре казачества. Казаки разучились понимать землю, управлять сельскохозяйственной техникой. Но главное всё же осталось - любовь к своему Отечеству.
- А как вы относитесь к другим этническим культурам и вероисповеданиям?
- Приведу пример. Несколько лет назад разгорались споры по поводу строительства в Тамбове мечети. Мы сразу же высказали собственную позицию: каждый народ вправе иметь свою веру. Нас поддержал и священник отец Георгий (Неретин). Россия потому и уникальна, что здесь мирно сосуществуют многие этносы.
- У тамбовских казаков есть свой храм?
- Да, храм святого праведного Лазаря Четверодневного в Тамбове. Казаки православные воины, но сегодня надо не шашкой махать, а бороться за нравственные устои общества. Чем, по возможности, и занимаемся.
- Какое оружие вам можно иметь?
- Холодное клинковое, но при традиционной форме одежды - во время праздников, на встрече с высокопоставленными руководителями, на наших Кругах. (Круг - высший совещательный орган казаков - Ред.).
- Сохранились ли какие-то старинные традиции? Например, могут сегодня выпороть провинившегося казака?
- Стараемся убеждать. Правда, недавно одного заслуженного казака привели на Круг за то, что он пьяным сел за руль. Чуть не отлупили, но обошлись предупреждением.