208

Галина Сысоева: Добрым людям на здоровье!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1. Аиф-Черноземье 09/01/2014

Наступили святки. Даже в городах, где почти утрачен сам смысл народных гуляний, иногда чувствуется волшебство этих дней.

О том, как проводили наши предки дни от Рождества до Крещения, и как сейчас встречают зимние праздники, рассказала Галина Сысоева, профессор Воронежской государственной академии искусств, руководитель фольклорного ансамбля «Воля».

У нас и у соседей

досье
Галина Сысоева - профессор, завкафедрой музыкологии ВГАИ. Родилась в г. Богучаре, окончила ВГАИ в 1978 г. В 1989 создала ансамбль «Воля». Заслуженный деятель искусств России.

Юрий Голубь, АиФ-Черноземье: – Галина Яковлевна, как вы считаете, жив ли обычай отмечать святки?

Галина Сысоева: – Традиции святок сохранились лучше всего, а вот от остальных народных праздников остались только фрагменты. Ещё лет 10 назад мы даже в Воронеже ходили со студентами колядовать – многие хозяева с удовольствием отпирали двери квартир и радовались, как дети. А сейчас это делать трудно – повсюду домофоны. Но деревня до сих пор колядует, так что обычай жив. Жаль только, что школьные учителя разучивают с детьми колядки из книг, а не свои, местные. Ведь в каждом селе уникальные напевы, и надо беречь свою традицию, чужая не приживётся.

–  А какое значение имели святки в прежние времена? В чём их смысл?

– Праздник зимнего солнцеворота, когда начинает прибавляться день, – главный в жизни всех земледельческих народов. Не случайно в IV веке именно на 25 декабря установили праздник Рождества Христова. Да и после побороть почитание Солнца оказалось невозможно. В древности было два крупных праздничных периода: Зимние и Летние Русалии. Сегодня Зимние Русалии связаны с Рождеством Христовым, а Летние – с Рождеством Иоанна Предтечи или Ивана Купалы.

Конечно, христианский смысл сейчас важнее. Но многое сбилось из–за неточного церковного Юлианского календаря, который отстаёт на один день каждые 128 лет. Мы уже отстали на 13 дней, и однажды будем праздновать Рождество 8 января.

Сами Святки длятся две недели: от Рождества до Крещения. Каждый из дней –  сакральный, но в главные дни – под Рождество и под Новый год –совершается обрядовый обход дворов. Вот заходят колядовщики к хозяину и поют: «Осинова коляда  по проулочку бегла. Ко Ивану забегла. У Ивана на дворе бел шатёр стоит. Как во этом во шатре три оконушка.  Как во первом во окне сам Иван сидит. Во другом окне – его жёнушка, в третьем – детушки, как часты звёздочки. У него 100 быков, 100 коров – идут с поля помыкивают». А ведь у этого Ивана нет ни жены, ни детей, ни коров, но колядовщики накликают на дом благополучие и достаток. И Иван за это должен одарить гостей, иначе они, наоборот, будут петь корилки.

– А как отличаются обряды в разных сёлах?

– В воронежских сёлах чуть не до трети населения этнические украинцы. Так вот, в украинских сёлах больше колядуют под Новый год, в русских –под Рождество. Украинцы под Рождество носят кутью. Детки стучатся в дом и говорят: «Здравствуйте! Батько та мати прислали вам вечерю!». Кутья – очень древнее блюдо, это каша, сваренная из цельных зёрен пшеницы, заправленная мёдом и изюмом. Ведь ещё не закончился пост. Хозяева пробуют кутью и кладут свою взамен. Так каша по кругу обходит весь род. Совместное поедание каши – древнейший обряд, символ общинного единства. А зерно, которое должно прорасти, – символ богатства.

Бывают и другие обходы –христославие, когда поют колядки с религиозными мотивами. К примеру: «А в Иерусалиме рано зазвонили, радуйся! Ой, радуйся, земле, развесёлый Божий сын, Божий народився!». Это совсем другой, кантовый стиль, который появился гораздо позже и распространился у нас с XVII века. Эти колядки могут исполнять даже в храме. Нередко ходили с самодельной «Вифлеемской звездой».

В Рамонском районе был обычай, когда ночью на Рождество дворы обходил пастух. Он заходил в дом, ударял кнутом  и говорил «ягнятки гладки, сигают по лавке!» – чтобы плодился скот. Очень часто на Рождество разжигали костры – имитировали разгорающееся солнце. А называлось это – «родителям ноги греть». Ведь никакие большие праздники не обходились без поминания предков. Ту же кашу часто оставляли на столе –для них.

Сбудется –не минуется

– Благодаря Гоголю мы воспринимаем ночь перед Рождеством как время разгула тёмных сил…

– Считалось, что переход от одного года к другому – особое время, когда стирается граница между этим светом и тем. Если сюда легко приходят предки – мы их ждём, «греем ноги», зовём на кашу, – то могут прийти и те, кому мы совсем не рады – тёмные силы. Сейчас колядовщики рядятся милиционерами, врачами и т. д. – лишь бы быть неузнанными, а раньше надевали звериные или деревянные маски, символизирующие нечистую силу. Их тем более надо было задобрить, чтобы не только предки за тебя на том свете слово замолвили, но и нечисть зла не сделала. А потом, на Крещение, ряженые обязательно должны были очиститься – окунуться в крещенскую воду. Почти в каждом селе делали иордань: на реке вырезали изо льда престол, крест, подкрашивали их свекольным соком. После службы и водосвятия все окунались. Ощущалось и присутствие святого духа: выпускали голубей и стреляли из ружей, распространяя запах пороха.

– А ведь старались и будущее узнать. Как гадали в воронежских сёлах?

– Например, девчонки кидали валенки, чтобы понять, куда замуж пойти. Ставили перед курицей пшено, воду и зеркало и смотрели, к чему та подойдёт. Если к зерну, значит, муж будет домовитый и богатый; если к воде – пьяница; а если к зеркалу, – щёголь, пустой человек. Ловили ягнят в темноте, считали колья в заборе, клали под подушку замок – суженый во сне должен был его открыть. Бывает, ставили свечи перед зеркалом и звали «Ряженый, суженый, приди ко мне ужинать!». И он мог появиться в зеркале. Но это страшное гадание, мало кто к нему прибегал.  Когда выпадал пушистый снег, падали на землю, а утром смотрели на силуэт.

В Аннинском районе в сёлах Прибитюжья, где живут переселенцы из северных губерний – Ярославской, Смоленской и пр., были специальные подблюдные песни. Девушки собирались, клали под блюда колечки, серёжки и другие украшения, накрывали всё платком и пели, например: «За рекой живут мужики богатые, гребут деньги лопатами! Кому песню поём, тому сбудется. Кому сбудется – не минуется!». И чьё колечко доставали из–под блюда, той девушке и счастье.

Сею, вею, посеваю…

– Ну, а Новый год, который должен наступать после Рождества, как отмечать?

– На сам праздник обходят дворы – посевают. Делают это только мальчики – входят в дом, бросают цельные зёрна на иконы и говорят: «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю! Зароди, Боже, жито и пшеницю на всяку пашницю! Здравствуйте, хозяин с хозяйкой!». А девочки в сёлах под Новый год ходили меланкувать. Ведь 12 января празднуется День св. Василия Кессарийского (Кесарецкого), а 13 января – День св. Меланьи. Девочки пели: «Меланка ходила, Васильку просила. Василько, мий батько, пусти мене в хатку! Я жито нажала, честный хрест держала. А вы, люди, радийтеся! Богу свечу ставьте, а нам пириг дайте! Хочь маленький, а пивненький. Шоб с руками тай с ногами. Шоб побиг слидом за нами!». Вот так смешивались христианские и земледельческие мотивы, ведь пирог – символ богатства и счастья. В некоторых хатах пекли высокие пироги и ставили на стол вместе со снопами. За пирогами садился хозяин и спрашивал: «Бачите мене, чи ни?». Это снова пожелание богатства. Гостям давали пироги, колбасу, сладости и какие–то денежки.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах