Воронежцы вновь активно принялись покупать жильё в недостроенных домах. Только в первом квартале 2014 года зарегистрировано 3 498 договоров долевого участия в строительстве. Это на 55% больше, чем за тот же отрезок времени в прошлом году – тогда их было только 1 563. В свою очередь, и 2013 год стал гораздо более «урожайным» на договоры «долёвки»: по сравнению с 2012 годом их заключили на 78% больше.
О том, почему воронежцы вновь охотно покупают недостроенное жильё, какие дополнительные гарантии появились у покупателей, и чего стоит опасаться при заключении договоров долевого участия, мы узнали у Татьяны Кувшиновой, начальника отдела регистрации ипотеки, договоров долевого участия в строительстве регионального управления Росреестра.
Кто заплатит?
Итак, начнём с дополнительных гарантий. С 1 января 2014 года вступили в силу изменения, введённые Федеральным законом № 294-ФЗ от 30.12.2012 года, которые изменили порядок заключения договоров долевого участия в строительстве. Благодаря нововведениям у покупателей жилья снизились риски. Закон ввёл дополнительную ответственность застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору долёвки. Теперь за несоблюдение сроков сдачи дома придётся отвечать рублём.
– Это обеспечивает дополнительную защищённость покупателя, – поясняет Татьяна Ивановна. – Конечно, это не является 100% гарантией – от мошеннических действий всё равно никто не застрахован. Но данное нововведение убережёт от умышленного затягивания сроков ввода в эксплуатацию объекта.
Частенько бывает, что строительные компании не успевают сдать дом в срок. Тогда они заключают дополнительные договоры с дольщиками и продлевают сроки. Конечно, такой поворот событий далеко не каждому придётся по душе, ведь люди нередко живут на съёмной квартире, пока их будущий дом строится. Если такое случится с тем, кто заключил договор долевого участия в строительстве (независимо от наличия страхования либо поручительства банка), то он сможет обратиться в суд и потребовать с застройщика возмещения убытков. Взыскать можно не только средства, потраченные на съёмную квартиру, но и, например, повышенные проценты по уплате кредита, а также неустойку (пени).
Загвоздка в том, что изменения к закону хоть и вступили в силу, но на деле пока не работают. Во-первых если компания успела заключить хотя бы один договор в прошлом году, то и все остальные договоры по этому объекту будут заключать по старой схеме. Во-вторых, потому что закон пока носит «рамочный» характер.
– Не отработана схема заключения договоров, страхование ответственности застройщика – новый вид страховой ответственности, и страховые компании пока опасаются заключать такие договоры, – комментирует Татьяна Кувшинова. – Кроме того, это дорогостоящая процедура, которая повлечёт увеличение стоимости квадратного метра. Ведь чтобы заключить договор страхования, надо заплатить страховую премию.
Откуда застройщики возьмут эти деньги? Явно не из своего кармана. Так что новая норма людям ещё и боком выйдет, ведь наверняка из-за неё поднимутся и так высокие цены на жильё.
Соблазн велик
Так почему люди перестали бояться долёвки, как ещё года три-четыре назад? Причин тому масса. Во-первых, масштабная стройка в Воронеже не оставляет выбора. Во-вторых, приобретение жилья в недостроенном доме – надёжное инвестирование. В-третьих, смягчились условия банков при выдаче ипотечных кредитов на квартиры в долёвке. В-четвёртых, теперь на долёвку можно потратить и материнский капитал.
Вместе с долёвкой популярность набирает и ипотека. Так, за первый квартал 2014 года в региональном Росреестре было внесено 9 369 записей об ипотеке. Это почти в два раза больше, чем за тот же период 2013 года, когда их было 4 746.
Подводные камни
И всё же к заключению договора участия в долевом строительстве стоит подойти со всей серьёзностью. Всё-таки не коробок спичек покупаем.
Татьяна Кувшинова советует изучить компанию-застройщика, у которой вы хотите купить квартиру. Для начала – документы. Должны обязательно быть: права на земельный участок (приобретение в собственность, аренда или субаренда), разрешение на строительство и проектная декларация.Добросовестный застройщик эти документы не прячет, они всегда есть в его офисе, и он охотно их показывает желающим приобрести квартиру. Кроме того, проектная декларация обязательно публикуется в СМИ, чаще всего в Интернете. В декларации указаны реквизиты юрлица, расчётные счета, учредители, директор, контакты.
Также важно узнать, какие ещё объекты строила компания. Если дом, в котором вам приглянулось жильё, единственный в её послужном списке, стоит насторожиться. Имеют значение даже такие мелочи, как офис компании, доброжелательность персонала, срок работы на рынке.
Ещё можно запросить информацию в Росреестре: регистрируются ли договоры долевого участия на этом объекте. Если да, то это значит, что Росреестр уже провёл правовую экспертизу всех документов.
Кстати, после подписания договора долевого участия не стоит затягивать с обращением в управление Росреестра, чтобы написать заявление о государственной регистрации договора долевого участия в строительстве. Ведь пока записи о договоре нет в Едином госреестре прав, договор не считается заключённым, а квартира – проданной. Более того, бывает и так, что квартиру продают ещё раз. Конечно, в таком раскладе мало приятного.
Как бы то ни было, а покупка квартиры в долёвке – дело всё же рискованное. Ведь, по сути, вы пока покупаете воздух, в реальности вашей квартиры ещё не существует. Так что осторожность в таком деле не только не помешает, но и просто обязательна.