Примерное время чтения: 6 минут
387

Какая рыба водится в воронежских магазинах?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ-Белгород 02/07/2014

Как писал классик, у рыбы бывает только одна свежесть – первая. Между тем специалисты бьют тревогу: прилавки магазинов заполонила продукция «с душком», к тому же вместе с мясом, хвостом и плавниками воронежцы килограммами покупают обычную воду.

С большим уважением

Много ли мы едим рыбы? По мнению специалистов, недостаточно. Как считают в Российской академии медицинских наук, чтобы быть здоровым, взрослому человеку нужно 20 кг рыбы в год. А по данным национального центра здорового питания, жители Воронежской области съедают только 14 кг богатого фосфором продукта. Впрочем, до заветной нормы в Черноземье недотягивает никто: липчане, например, поедают 15,7 кг рыбы, тамбовчане – всего 10,7 кг.

В советский период к рыбе относились с большим уважением. Желали того граждане или нет, но один из дней в советских столовых всегда был рыбным. Ориентировались не на спрос, а на физиологические нормы: раз положено организму, значит, будь добр, откушай трески или карпа. Когда–то в Воронежской области, как и в других регионах страны, работал комбинат рыбной гастрономии. Многие до сих пор с замиранием сердца вспоминают его ассортимент – минимум 200 наименований продукции: готовые изделия, полуфабрикаты, свежемороженая рыба. Там соблюдались все технологии, и входной контроль был предельно жёстким.

На «лицо» ужасная, невкусная внутри

А что же сейчас? Эксперты воронежского общественного движения «Качество нашей жизни» – сотрудники вузов, представители общественных организаций и органов власти – решили исследовать рыбное разнообразие городских прилавков: в лаборатории и на вкус. Нужно сказать, что разные виды продуктов – молочные, хлебобулочные и пр. – здесь изучают и пробуют регулярно. Но, пожалуй, ни одна дегустация не показывала столь пугающие результаты. Почти после каждой порции специалисты хватались за голову.

Так, филе пангасиуса без кожи от петербургской «Русской рыбной компании», по мнению специалистов, замораживали и размораживали несколько раз. Образец не напоминал рыбу ни вкусом, ни запахом, и большинством экспертов был признан не­съедобным. Весьма умеренные оценки заслужил мороженый стейк синей зубатки новгородской компании «Новая Аляска Волхов». Треска фирмы «Рыбин–Гуд» из подмосковных Химок единогласно была признана залежавшейся – достаточно было дотронуться до кусочка, чтобы он начал расползаться. Близкие к нулю баллы получили копчёные продукты – мойва и салака фирмы «Балтийский берег» из Ленинградской области и салака «Рыбообрабатывающего комбината № 1» из Санкт–Петербурга. Особенно удручает обстоятельство, что цена рыбного продукта отнюдь не гарантирует его качества. Если слабосолёная сёмга московской фирмы «Меридиан» оказалась съедобной, хоть и довольно безвкусной, то её водянистой «коллеге», произведённой воронежской компанией «Фосфорель», большинство дегустаторов поставили ноль из–за тухлого запаха и нехарактерного вкуса.

Но самое тяжёлое впечатление оставила продукция «ИП Мачехин» из деревни Староселье Брянской области. Копчёная скумбрия запомнилась неприятным запахом и устойчивым прогорклым вкусом – по предположению специалистов, рыбу закоптили уже после того, как истёк срок её годности. Не менее протухшей оказалась и мойва холодного копчения.

Хорошее впечатление произвели только филе трески петербургской компании «Ново–Мар» и тушка дальневосточного кальмара. Правда, дегустаторов удивила прописка последнего –

кальмар был родом из Владимирской области, города Карабаново, где расположена компания «Аквапродукт».

Сколько воды утекло…

официально
Михаил Чубирко, заместитель главного врача областного центра гигиены и эпидемиологии: - На первом месте сегодня - человеческий фактор. Мы видим оскал капитализма: никто не заинтересован в том, чтобы на прилавке была качественная продукция. Важно дешевле купить и дороже продать. Выловленную рыбу нужно тут же усыплять, замораживать и перерабатывать. Как можно готовить морскую рыбу в рязанской деревне? У государства сегодня вообще нет политики, касающейся качества продукции. Штрафы и публичное порицание не помогут. Нужно так: если один раз ты произвёл некачественную рыбу, то больше не имеешь права её выпускать. И всё. А сейчас мы имеем весь букет нарушений при транспортировке, хранении и наклеивании этикеток.
Сегодня на рынке господствует мороженая рыбка. И здесь главный обман в том, что воронежцы часто платят большие деньги за обычную воду, так называемую глазурь. С этим ледяным панцирем государственные контролирующие органы борются долго и безуспешно. Ещё в конце 2010 года Геннадий Онищенко, главный санитарный врач России, ограничил вес льда: 5% – для рыбы, 6% – для креветок и 8% – для остальных морепродуктов. Между тем исследования показывают, что до половины веса по–прежнему утекает вместе с водицей.

Кроме того, специалисты отмечают, что выставленная на прилавок рыба содержит гораздо меньше белка, чем положено. Дело в том, что искусственно выращенную рыбу кормят стимуляторами и, как только она набирает нужный вес, пускают в продажу. Причём питаются обитатели рыбных ферм в основном импортом – в России практически нет предприятий, производящих корма. Так, не­естественный цвет мяса лососёвых – сёмги, форели и др. – говорит о том, что его обладателям в корм добавляли красители.

Ещё одна опасность – выловленная рыба несвоевременно замораживается и поэтому во время хранения портится: несмотря на то, что хозяйка «уснула», ферменты продолжают свою разрушительную работу.

Следующий этап – переработка. Во время разделки рыбу часто по нескольку раз размораживают и замораживают. Чтобы тушки окончательно не расползлись, их накачивают полифосфатами, которые замедляют испарение влаги. Но достаточно начать готовить такую рыбу, и «волшебство» перестанет действовать – крепкая тушка превратится в кашу.

Особая статья – копчение. Обожаемый многими продукт покупать просто опасно, ведь сегодня коптят в основном ту рыбу, которую нужно выбросить. При этом происходит удивительная метаморфоза: рыба, которая настойчиво просилась на помойку, превращается в деликатес и стоит намного дороже. Популярный сегодня жидкий дым начисто отбивает запах тухлятины, зато после его применения в несколько раз повышается содержание опасного канцерогена – бензопирена.

Кто же следит за этими нарушениями? Оказывается, сегодня производители и продавцы некачественной рыбы не особенно боятся контролёров. Рос­потребнадзор может проводить плановые проверки только раз в три года, да ещё и должен за три дня предупредить о своём визите. К тому же обязанность Роспотребнадзора – заботиться о безопасности продукции. А вот государственного органа, отвечающего за качество того, что поступает на рынок, сейчас попросту нет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах