Хотя и не устают скептики напоминать, что статистика - один из видов лжи, цифры, как известно, вещь упрямая. И если им верить, то окажется, что все рассуждения о не очень высоком уровне жизни в Тамбове опровергаются данными о том, какие суммы оставляют жители областного центра в магазинах. Согласно последним подсчетам, за первые восемь месяцев года цифра эта чуть не дотянула до 37 тысяч рублей на одного человека, и Тамбов занял почетное второе место среди городов области.
Флагманов промышленности меняют торговые
Впрочем, о том, что доходы у граждан имеются, говорит хотя бы постоянно растущее число магазинов. До начала осени в Тамбове открыто 32 новых непродовольственных и 8 продовольственных магазинов. При этом очевидно, что вряд ли кто-то из коммерсантов решил вести дела себе в убыток. А, значит, на предложение находится спрос и средств у потребителей хватает не только на хлеб насущный, но и на нечто более существенное.
При этом стоит заметить, что современная торговля размах любит. Поэтому магазины с торговой площадью две-три тысячи кв. метров уже не диво даже в нашем, далеко не столичном городе. А на подходе и еще более солидные торговые предприятия с торговой площадью в 10 тысяч кв. метров. Такой торговый центр собираются открыть еще до конца следующего года на базе бывшего завода "Аппарат". Своего часа ждут и неосвоенные площади другого "флагмана промышленности" - "Ревтруда".
Кто-то, глядя на все это, посетует на печальную примету времени, когда на месте некогда мощных промышленных предприятий строятся магазины. А кто-то порадуется росту и изобилию товаров, отсутствию дефицита и тому, что нынешние магазины - не чета прежним по красоте и ухоженности.
Тонкие места в торговле для толстосумов
Тем временем у торговли в Тамбове обнаружились тонкие места. Одно из них - неравномерность размещения магазинов. В самом привилегированном положении, как и следовало ожидать, оказывается носящий статус элитного Ленинский район. Здесь стопроцентную норму торговых точек на душу населения давно выполнили и перевыполнили, так что купить, недалеко отходя от дома, можно хоть колбасу, хоть мебель. Почти догнал его Октябрьский район - до европейского уровня здесь не хватает совсем чуть-чуть. Хуже всего дело обстоит в "спальном" Советском районе. Правда, по словам председателя комитета развития потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства администрации города Тамбова Любови ИЛЬИНОЙ, эту диспропорцию власти стараются исправить. Каждого предпринимателя, прежде чем выдавать ему разрешение на строительство магазина, знакомят с картой города и советуют, где лучше развернуть бизнес. Тем более что с трудом поддающийся логическому объяснению приток в областной центр торговых сетей, специализирующихся на продаже бытовой электроники, компьютеров и проч., уже привел к тому, что какую-нибудь "железку" тамбовчанин может купить буквально на каждом углу, а вот за обычным хлебом еще побегать придется. Порой близлежащие мелкие точки просто разоряются, не имея возможности конкурировать с "суперами" и "гиперами" ни по уровню цен, ни по рентабельности, ни по уровню зарплаты. А ведь чаще всего их владельцами оказываются местные предприниматели, худо-бедно платящие налоги именно в местную казну, в отличие от хозяев крупных универмагов с общероссийскими названиями.
Как не стать жертвой гиперобмана
Отправляясь за покупками в "супер" или "гипер", тамбовчанин никоим образом не застрахован от встречи с национальными особенностями нашей торговли. В престижном магазине покупатель рискует быть обманутым ничуть не меньше, чем на грязном, дурно пахнущем рынке. В арсенале недобросовестных продавцов как традиционные базарные методы, так и высокотехнологичное жульничество.
По словам специалистов центра по защите прав потребителей, один из самых распространенных способов обмана - когда в кассе покупателю "пробивают" товары, которых он не брал.
Игра со штрихкодами на товар. Обычно их считывает кассовый сканер, и компьютер автоматически фиксирует цену. Но иногда кассир набирает коды вручную. При этом кассир отлично знает товарные коды и может набрать в зависимости от ситуации код более дорогого или более дешевого товара. Был случай, когда кассир вместо глазированного сырка пробил цену коробки шоколадных конфет.
Разница стоимости товара на ценнике и в компьютере кассира. Кассиры имеют привычку уверять, что товар пришел по новой цене, продавцы, дескать, еще не успели поменять ценники. Подобного рода заявки рассчитаны исключительно на публику, которая "не любит связываться".
Перебивка ценников. Иногда их недолго думая просто заклеивают новыми: с изменившимся весом товара (естественно, в сторону увеличения) и - внимание! - с новой датой срока реализации. Последнее особенно "радует", так как здесь мы уже расплачиваемся не только денежкой, но и здоровьем.
Все познается в сравнении
Попробуем разобраться, кто остается в выигрыше от роста популярности супермаркетов: продавцы или покупатели?
Продавец выигрывает сразу по нескольким причинам:
1. Попав в окружение красивых упаковок, у покупателя создается иллюзия изобилия, и он чувствует себя причастным к ней.
2. Взяв в руки товар, человеку не хочется с ним расставаться, ведь он уже почувствовал себя на мгновение хозяином этой вещи.
3. Расположив самые необходимые товары в разных концах торгового зала, продавец заставляет нас пройти через все ряды товаров и обнаружить, что нам обязательно нужно еще вот это, то и се.
4. Поджидая у кассы, мы видим массу мелочевки, и тут вдруг оказывается, что этого как раз и не хватает в наших корзинах и тележках.
Однако было бы странно, если бы все мы оказались лишь жертвами умело расставленных сетей. На самом деле покупатель тоже выигрывает, потому что:
1. Отпадает необходимость посещать сразу несколько маленьких магазинов, иногда весьма удаленных друг от друга.
2. Не нужно общаться с продавцом, если нет на то желания, а если есть - пожалуйста, к вашим услугам консультант.
3. Можно спокойно выбирать и читать состав продуктов.
4. Практически постоянно в таких магазинах проходят различные акции и объявляются скидки.
5. Закупая продукты на всю неделю, значительно экономишь и время, и деньги: посмотрите на сумму в чеке и узнайте, сколько денег в неделю вы тратите на питание. Сделать это, закупая продукты в разных магазинах, практически невозможно: если скрупулезно собирать всю неделю чеки из всех магазинов, это будет уже не рачительность, а паранойя.