Примерное время чтения: 14 минут
11249

Воронеж и пустота. Прогулка по заброшенным зданиям города

Елена Деревянкина / АиФ

В то время, когда чиновники ломают головы – как ликвидировать очереди в детсады и разместить всех детей по школам, в Воронеже простаивает достаточно заброшенных зданий. Это и старые покосившиеся дома, которые когда-то процветали, а сейчас выглядят пугающе; и недостроенные здания, так и не открывшие своих дверей. Какова сегодня их судьба, и будут ли они работать? По маршрутам расположения забытых соцучреждений отправился корреспондент «АиФ-Черноземье».

Не входить! Опасно!

Причин, из-за которых ветшают здания, – масса. Одна из них – аварийность. То есть строение стало буквально опасным, а денег на его восстановление, как это часто бывает, не нашлось. И нет до сих пор…

Так, например, случилось с вечерней школой №6, которая расположилась в самом центре города на ул. Краснознамённой. Ещё восемь лет назад здесь проводили уроки. До сих пор на одном из уцелевших оконных стёкол висит объявление о наборе на новый учебный год. Само здание школы очень старое – одноэтажное из красного кирпича, с одной стороны из окон торчат ветви дерева, которое выросло прямо из пола.

Восемь лет назад в вечерней школе проводились уроки, а сейчас в это трудно поверить Фото: АиФ / Елена Деревянкина

Лет восемь назад стена школы рухнула на мой дом, вспоминает житель соседнего частного дома, который почти вплотную прилегает к школе. – Завал разобрали, здание признали аварийным, учеников перевели в другое место. С тех пор так и стоит… 

Инцидент произошёл в июле 2006 года. Тогда никто не пострадал. Когда входишь в разрушенную школу, возникает ощущение, что отсюда бежали как от атомного взрыва – в кабинетах до сих пор лежат опрокинутые парты, на стенах висят географические карты, в классах раскиданы учебники и тетрадки, а в одном из кабинетов весь пол усыпан аттестатами – многие из них даже заполнены.

– Школы пожинают плоды 90-х годов, когда у них практически отсутствовало финансирование и выживали те, где был сильный руководитель и активные родители, – уверена Ольга Картавцева, председатель регионального отделения общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание». – Такие школы укрепили свои позиции, получили статусы гимназий и лицеев, в них была организована не только образовательная, но и дополнительная работа. С годами сложилось мнение, что учиться в них лучше – все потянулись туда. Произошёл отток, вымывание лучших учеников из обычных школ. Конечно, родители заинтересованы в том, чтобы их дети учились в школе с лучшими условиями и высоким уровнем преподавания. Поэтому возник перекос: одни школы переполнены – там дети учатся в две смены, а другие не могут набрать учеников. 

Пол в одном из кабинетов усыпан аттестатами Фото: АиФ / Елена Деревянкина

Не менее драматичной оказалась судьба дома престарелых и инвалидов на улице Ломоносова, который построили в 1955 году. Тогда здесь жило около 800 человек. Главными постояльцами были инвалиды войны и старики. В 1975 году появился новый корпус, а ещё через 10 лет старое здание стало рушиться и, в конце концов, опустело.

– Его пытались восстановить – косметический ремонт провели, готовились к открытию, даже мебель завезли, рассказывает Юрий Недосейкин, нынешний директор воронежского областного дома-интерната «Милосердие» для престарелых и инвалидов. – И вдруг обрушился потолок. С тех пор оно закрыто.

Старый корпус, кстати, очень большой и красивый – у главного входа белые колонны и треугольная крыша. Но восстановлению, говорят, не подлежит, поэтому в ближайшие пару лет планируется его снос. Но и это не так-то просто – на снос требуется не один миллион рублей. Между тем, сегодня свободных мест в доме инвалидов нет, зато желающих сюда попасть – предостаточно. Большинство из постояльцев одиноки, многие не могут за собой ухаживать и даже не встают с постели…

Старый корпус здания дома престарелых и инвалидов на улице Ломаносова планируют снести в ближайшее время Фото: АиФ / Елена Деревянкина

Я мечтаю, что когда-нибудь мы поставим здесь памятник: скамейку, на которой сидит бабушка, а рядом человек в старой инвалидной коляске играет на гармошке, откровенничает Юрий Николаевич. – Это был бы памятник всем тем, кому пришлось пережить беды войны, и, в конце концов, попавшим сюда.

Вместо песочниц свалка

В списке заброшенных соцучреждений есть и детские сады. К счастью, некоторые из тех, что долгие годы стояли во дворах домов и пугали прохожих своим жутким видом, сегодня восстанавливаются. А вот, к примеру, бывший детский сад №41 на Машмете запущен уже 18 лет. Светлые дни детсада остались в памяти лишь старожилов, которые, будучи детьми, сами сюда ходили. Сегодня здание напоминает свалку, а внутри, как утверждают люди, даже кто-то живёт – в выбитых окнах виднеется принесённое с помойки кресло…

– Возвращать детские сады просто необходимо, – уверена Ольга Картавцева, – более того, из проблемы детских садов вытекает вопрос о начальной школе. Дети рождаются, растут, и повышается потребность в ясельных группах, детских садах, начальной, основной и старшей школе. Сегодня в начальной школе есть классы, где учатся по 35 человек, хотя их должно быть не больше 20!

В списке заброшенных соцучреждений есть немало детских садов Фото: АиФ / Елена Деревянкина

Оказалось, что сад 1958 года постройки когда-то принадлежал компании «Рудгормаш». В 1996 году, когда демографическая ситуация в стране оставляла желать лучшего, его закрыли. В 2007 году здание перешло на баланс муниципалитета. В 2009 здесь планировали начать ремонт, но не было финансирования. В 2012 году провели техническое обследование. Вердикт – здание годно, но необходим капитальный ремонт. В прошлом году мэрия заключила договор по разработке проектно-сметной документации. Так что дом должен ожить – это вопрос времени и денег. Планируется, что он станет детсадом компенсирующего вида для малышей с ограниченными возможностями: аутистов, детей с задержкой психического развития, а также с общим недоразвитием речи.

– Что касается детских садов, то часть из них удалось вернуть. Но проблема ещё и в том, что старые сады часто не соответствуют современным нормативам, – отмечает Татьяна Головачева, зампредседателя комитета по коммунальному хозяйству и градостроительству областной думы. – Часто детские сады принадлежат ведомствам, и только они могут ими распоряжаться. Бывает, что договориться с хозяином здания или земли очень трудно. 

Зданию бывшего детского сада необходим капитальный ремонт Фото: АиФ / Елена Деревянкина

Другой бывший детсад – №134, привлекающий внимание своим колоритным фасадом с пустыми окнами, расположился в микрорайоне ВАИ на ул. Туполева. Он пустовал более 10 лет. Каково же было удивление местных жителей, когдатерриторию садика неожиданно огородили забором, а само здание… снесли. Как оказалось, детсад принадлежал авиазаводу, но в апреле этого года его продали ремонтно-строительному управлению «Развитие». Как нам пояснили в этой организации, они пока и сами не знают, что появится на месте бывшего детсада. Может быть, офисный центр, а может быть, жилой дом. Здание было до того убогим, что о восстановлении не могло быть и речи. Кроме того, в районе ВАИ закрыта очередь на детсады, потому такие учреждения тут не требуются.

Страшное соседство

Среди забытых зданий хватает и тех, которые так и не были достроены. А ведь всё начиналось с благих намерений, строительство двигалось быстро, потом раз – и всё бросили. Так, например, случилось с физкультурно-оздоровительным комплексом (ФОК) на Ленинском проспекте. Огромный ФОК втиснулся между многоэтажками и школой №19.

ФОК построили 15 лет назад, но так и не открыли Фото: АиФ / Елена Деревянкина

Как рассказывают местные жители, его построили ещё лет 15 назад, даже коммуникации провели. Но так и не открыли. Теперь там собираются не слишком спортивные компании – пьют, курят, шумят. Выглядит ФОК устрашающе – огромное тёмное здание в окружении тихих пятиэтажек. Кстати, напротив недостроя несколько лет назад возвели высотный дом. Предприимчивые строители, дабы не пугать покупателей квартир таким соседством, выстроили между ФОКом и домом забор из бетонных плит – отделились, так сказать.

А ведь когда-то на этом месте зеленел чудесный скверик, с грустью вспоминают местные бабушки. – Пару лет назад появились какие-то активисты, которые хотели устроить тут автостоянку. Конечно, мы – жители, были против. Отстояли свой двор. Но лучше бы, конечно, тут вообще ничего не строили.

Но и ФОК, возможно, ждёт новая жизнь. Он внесён в программу развития физкультуры и спорта, а значит, его должны отремонтировать. Главное, чтобы на это нашлись деньги…

ФОК стал местом отдыха не самых спортивных компаний Фото: АиФ / Елена Деревянкина

Конечно, брошенные недострои как магнит приманивают асоциальных личностей. И соседство с ними не радует никого. Представьте, как живётся детям в Шилово, где единственная в микрорайоне школа расположилась аккурат между двумя заброшенными зданиями – недостроенной больницей и бассейном. И если больницу от школы отделяет хотя бы дорога, то бассейн находится прямо на территории учебного заведения.

– К больницам предъявляются очень серьёзные требования. Кроме того, нередко сами дома находятся в таком состоянии, что их восстановление обойдётся дороже, чем новое строительство. Вопрос о целесообразности восстановления того или иного объекта должен решаться индивидуально после глубокого обследования и экспертной оценки, – поясняет Татьяна Головачева. – Очень сильно поменялись требования к дошкольным, школьным и лечебным учреждениям. Часто здания, которые эксплуатировались 30 лет назад, не соответствуют нынешним нормам. Может случиться и так, что после восстановления объекта, соответствующие органы не выдадут разрешение на его ввод в эксплуатацию.

Брошенные здания приманивают асоциальных личностей Фото: АиФ / Елена Деревянкина

Я живу здесь уже 27 лет, и помню, как первые 3-4 года шло строительство больницы, рассказывает Константин Булавин, местный житель. – Её строили вместе с АЭС, больница был практически готова, оставалась только внутренняя отделка. Но потом всё бросили, и она так и не открылась. Здесь теперь собираются алкоголики, да наркоманы. А ведь другой больницы в районе нет, только фельдшерский пункт.

Больница была практически готова, но ее так и не открыли Фото: АиФ / Елена Деревянкина

Установить, кто сейчас хозяин заброшенного здания и земли, на которой оно стоит, нам не удалось. Другое дело с бассейном, который прилегает к школе. Его начали строить ещё в 1987 году, он тогда принадлежал спортивной школе №7, которую в 1997 году ликвидировали. С 2009 года бассейн числится на балансе общеобразовательной школы №92, на территории которой и располагается. Два года назад объект обследовали и заключили, что его можно восстановить. Получается та же история: будут деньги – будет и бассейн. Но пока у города нет средств, чтобы вдохнуть новую жизнь в заброшенные здания. И появятся ли они когда-нибудь – неизвестно.

– Конечно, теоретически восстановить можно всё, даже тот же фундамент, – говорит Александр Никулин, гендиректор некоммерческой организации «Строители Воронежской области». – Прежде чем приступать к восстановлению любого объекта, нужно его обследовать. Если крыша не текла, стены не размыло, то можно всё отремонтировать. В первую очередь обращают внимание на фундамент – что с ним стало за то время, пока здание не эксплуатировалось. Он может быть испорчен, если под него попадала вода. Когда здание используется, то от него отводятся талые и дождевые воды. Если с фундаментом всё в порядке, то обследуют несущие конструкции, а также перекрытия, стены и кровлю. Это самые важные элементы при восстановлении любого строения. Перегородки можно сломать и сделать новые – это ерунда. Другой вопрос – нужно ли это делать? Я думаю, это рационально только в том случае, если повреждён один фундамент, а само здание в хорошем состоянии. Если же здание тоже испорчено, то на приведение его в подобающий вид понадобится больше денег, чем на строительство нового.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах