727

Экономист Евгений Гаврилов: «Зачем Воронежу быть столицей?»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Аиф-Черноземье 17/09/2014

За пару десятилетий Воронеж изменился до неузнаваемости. Территории заводских корпусов заняли офисы и торговые центры. Между старинными домами выросли зиккураты в десятки этажей.

Новое место Воронежа на карте страны в преддверии Дня города мы попытались отыскать вместе с Евгением Гавриловым, экономическим аналитиком.

Культура и финансы

досье
Евгений Гаврилов родился в 1982 г. в Воронеже. Окончил ВГУ. Экономический консультант. Руководил проектами ГК «Основа», ТД «Копейка», Белгородского хладокомбината и других компаний.
АиФ-Черноземье, Юрий Голубь: – Евгений Игоревич, пожалуй, сегодня мало кто из областных городов–соседей  согласится признать Воронеж столицей Черноземья. Какие у них основания оспаривать это звание?

Евгений Гаврилов: – Я не уверен, что у этого термина вообще осталась ценность. Сейчас регионы стремятся сформировать свои бренды на федеральном и даже международном уровне для развития туристической, инвестиционной привлекательности. Что может сказать жителю Новосибирска статус «столица Черноземья»? Это вопрос: «кто первый занял кухню в коммунальной квартире» на фоне строящихся рядом небоскрёбов. Реальность такова: есть «более успешная тройка» – Воронеж, Липецк, Белгород. И «менее успешная» – Тамбов, Орёл, Курск. Стоит положить вопрос «столичности» на верхнюю полку и начать заниматься более перспективными вещами. На мой взгляд, тот же статус «миллионника» и семизначные городские номера – более ценное приобретение.

– Может ли Воронеж считаться экономическим центром Черноземья, или же он превратился исключительно в культурную столицу?

– Экономическим центром – не может: нет абсолютного лидерства по экономическим показателям по сравнению с двумя другими флагманами региона. У Воронежа сильный потенциал финансовой столицы, у нас всё–таки штаб–квартиры макрорегионов трёх крупнейших банков – Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка. Но этого мало. Нужен полноценный, как сейчас модно говорить, финансовый кластер. Нужны консультанты, аудиторы, брокеры, причём с федеральными и международными именами. А вот с этим пока слабовато, поскольку потенциальные заказчики – крупные компании – решают вопросы напрямую в Москве, а средний и малый бизнес не создаёт достаточный спрос на такие услуги. Но, повторюсь, потенциал есть.

Воронеж – несомненно, культурная столица. Белгород традиционно «разрывался» в культурно–досуговом плане между Харьковом и Воронежем (дорога в оба города с учётом границы занимает три часа). Теперь же, на фоне известных событий на Украине, Воронеж укрепил свои позиции. Главная отличительная черта развития нашей культуры, на мой взгляд, – разновекторность. Камерный театр и Платоновский фестиваль – это явления федерального масштаба, но я бы не преуменьшал и значимость концертов в Event–Hall – уровень приезжающих исполнителей настолько высок, что «переваривается» как раз всем Черноземьем.

И снова оборонка?

– Способен ли город претендовать на возвращение статуса крупного промышленного центра? Особенно с учётом курса на повышение обороноспособности страны?

– Способен. Не уверен, что нам для этого хватит хорошего местного менеджмента – нужны серьёзные федеральные якорные проекты. Я делаю ставку на ускоренное развитие импортозамещающих производств за счёт средств резервного фонда. Воронежу точно должен перепасть свой кусок – мы слишком хорошо логистически расположены, чтобы не использовать это преимущество. Плюс – всё еще сохранился кадровый потенциал. А в условиях, когда результат нужен гарантированно быстрый, это не последний фактор. Одним из «якорей» машиностроения может стать оборонка. И по ней уже принято однозначное решение. На фоне позиции ЦБ РФ не поддерживать курс рубля интервенциями за счёт резервов, у меня есть надежда, что эти самые резервы пойдут на долгосрочное целевое кредитование машиностроительных производств.

– Сегодня долг города равен половине его бюджета. Снижаются расходы на ремонт дорог. Систему ЖКХ сотрясают скандалы. Возможен ли в этих условиях прогресс в сфере городского хозяйства? Или коммунальный кризис будет нарастать?

– Могу высказать крамольную мысль – сильная местная власть имеет смысл, когда у неё есть избыточные фонды. Что я имею в виду? Сейчас бюджет города очень жёсткий, дефицитный – в нём едва хватает средств на поддержание обязательных коммунальных процессов. Никакого «жирка» для финансирования проектов развития нет. В этих условиях нет пространства для каких–то долгосрочных целей и интересных проектов. Власть, хочет она того или нет, вынуждена зацикливаться на ежедневном латании дыр, а любые законодательные инициативы городской Думы ограничены размером субсидий из областного бюджета. Но руководство региона несёт ответственность не только за город, а за всю область. Я не вижу в среднесрочной перспективе решения коммунальных проблем без действий на государственном уровне. Их, скорее всего, может быть два. Первое политически неверно, но эффективно – отпустить тарифы, что сделает рынок коммерчески привлекательным, появятся инвесторы даже из числа местных бизнесменов. Второе – «дать домашнее задание» подконтрольным государству крупным компаниям в виде подшефных регионов, где будут произведены долгосрочные, а возможно, и невозвращаемые вообще, инвестиции.

Грани комфорта

– Многие жалуются на некомфортную городскую среду: пробки, плохой общественный транспорт, загазованность, мусор. Влияет ли это на деловую активность в городе?

– В какой–то мере влияют все перечисленные минусы города. Но я бы не придавал им критического значения. Налоговые льготы, доступность земельных участков с подведёнными коммуникациями, качественные трудовые ресурсы при разумной стоимости, рынки аренды коммерческой и жилой недвижимости и аутсорсинга услуг – эти факторы всё–таки перекрывают транспорт и мусор. Не могу не отметить значение развитой сферы услуг для инвестиционной привлекательности. И как раз с ней всё в порядке – рестораны, кафе, театры выделяют Воронеж из ближайших городов–аналогов.

– Когда–то Воронеж считался городом инженеров, центром прикладной науки. Сегодня много говорится о создании малых инновационных предприятий. Есть ли основания считать, что город вернёт утраченные позиции?

– Есть, причём одно другому не противоречит. Малые инжиниринговые компании могут иметь якорных заказчиков из числа компаний приоритетных региональных отраслей и продавать свои услуги на экспорт. Более того, такие компании могут сознательно «отпочковываться» от крупных предприятий с целью выхода на рынок аутсорсинга. В этом случае вчерашний центр затрат станет центром прибыли.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах