Примерное время чтения: 7 минут
693

История в игрушках: в Воронеже возрождаются народные традиции

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Орёл 10/12/2014

С 2002 года за вклад в развитие народного творчества Правительство РФ присуждает премию «Душа России». Как правило, её получают люди с большим творческим стажем, обогатившие народную культуру, создавшие свои школы, мастерские, студии и т. д.

В этом году «Душой России» стала называться и жительница Воронежской области Галина Арефьева. Мастерице удалось возродить традиции создания традиционной воронежской игрушки.

От авторской к народной

Почти все полки в доме Галины Ивановны заставлены расписными игрушками, свистульками, колокольчиками, сделанными ею самой и привезёнными из разных городов России и зарубежья. И хотя в коллекции уже более 300 экспонатов, хозяйка хорошо знает историю каждого и о каждом может рассказать много интересного.

Сама Галина Арефьева уже много лет по историческим документам, археологическим находкам воссоздаёт именно воронежскую игрушку. А началось увлечение, ставшее делом жизни, со случайности.

– Однажды мы с мужем делали в доме ремонт, я застелила пол старыми газетами и вдруг в одной из них увидела материал о бабушке Прасковье Тимофеевой, которая делала свистульки из глины, – рассказывает Арефьева. – Я так заинтересовалась, что связалась с героиней статьи, и вскоре мы с дочерью Наташей поехали к ней в гости. Вот с этой женщины, которая оказалась потомственным мастером, и начался мой путь к работе с глиняной игрушкой.

– Помню, как сидела ночами, едва ли не до рассвета, делала игрушки, – продолжает мастерица. – А утром дочь критиковала мою работу, указывая все недостатки моих творений. Она училась в то время в художественной школе и знала об искусстве лепки значительно больше меня.

Кстати, сделать свистульку – дело непростое. Нужно соблюсти все пропорции и обжечь глину так, чтобы она начала свистеть. Галина Ивановна признаётся, что перед тем как «запела» её первая игрушка, она извела десятки килограммов глины. А когда, наконец, свершилось чудо  – свистулька обрела голос, Галина Ивановна была таком восторге, что перебудила весь дом.

Бессонные ночи, проведённые за работой над игрушками, не прошли даром – вскоре произведения Галины Арефьевой стали привлекать к себе внимание искусствоведов всей страны. Мало того: их теперь называют уже не просто воронежскими, а «арефьевскими» – по фамилии автора. И это вполне логично. Тем более, что творчество мастера признаётся народным, если он проработал в одном направлении свыше 10 лет, а делу Галины Ивановны уже давно за 30.

Сама же мастерица считает свои игрушки больше авторскими, нежели именно традиционными воронежскими. По её словам, восстановить старинную игрушку уже невозможно, её можно только реконструировать.

– Сейчас мы уже не можем узнать, как именно мастера прошлого обжигали свои творения, при каких температурах, как замешивали глину, – говорит она. – Все эти нюансы давно утеряны. А современность диктует свои требования – ведь мы используем муфельные печи вместо дровяных.

Галина Арефьева признаётся, что просто влюбилась в народную игрушку, и любовь эта не угасает уже много лет. Сейчас коллекционеры, мастера, а  иной раз и археологи обращаются к воронежской «Душе России» как к эксперту в народных промыслах. Ведь о том, как создавались игрушки в старину, Галина Арефьева теперь знает не меньше  профессиональных искусствоведов.         

Штаны за свистульку

Кстати, по словам Галины Ивановны, пристрастие к свистулькам у неё с детства. Мало того, за свою первую игрушку она получила немалый нагоняй от родителей. А дело было так: как–то с сестрой она увидела, как по улицам их родного Борисоглебска проезжал тряпичник, который собирал у народа разное старьё. Девочка заметила в его передвижной кибитке маленькую птичку–свистульку. И ей так захотелось стать обладательницей игрушки, что она не придумала ничего лучше, как обменять отцовы ватные штаны, бывшие ещё вполне добротными, на заветную вещицу.

Теперь этих свистулек у Галины Ивановны просто невероятное количество. На вопрос о том, сколько всего она успела их сделать, женщина только отмахивается: «тысячи тысяч». И в каждой заключена своя неповторимая история. Одна из игрушек, к примеру, изображает традиционное для нашей области «вождение козы» – игра, которую крестьяне устраивали на благо будущего урожая. Даже одежда и узоры на фигурках имеют смысл – в них заложена история нашего края. На женщинах – «рогатые» кички, телогрейки и традиционные понёвы. Автором соблюдена каждая деталь.

Корни – в сказках

Всю свою жизнь Галина Арефьева посвятила работе с детьми. По окончании Елецкого педагогического института она до выхода на пенсию проработала в Центре детского творчества.

– Что мы только с ребятами  не делали! – вспоминает Галина Ивановна. – Вышивали, плели, вязали и, конечно же, лепили. Ещё толком и не умея работать с глиной, я набрала себе детей и стала заниматься с ними созданием народных игрушек. И детям было так интересно, что в маленький кабинет набивались десятки ребят.

Даже теперь, спустя много лет, некоторые ученики Галины Ивановны нет–нет да и заглянут к своей преподавательнице с просьбой полепить из глины. А одна из бывших учениц скоро будет защищать дипломную работу по «арефьевской» игрушке.

Силе жизненной энергии Галины Ивановны можно только позавидовать. Женщина всегда старалась участвовать во всевозможных выставках, фольклорных фестивалях, работать с детьми, проводить лекции и мастер–классы в детских садах, школах, центрах творчества. Жаль, что с годами, хоть и растёт мастерство, здоровья не прибавляется.

– Месить и мять глину – занятие не из лёгких, – вздыхает женщина. – Я уже знаю, что с плохим самочувствием и плохими мыслями в голове за работу лучше не садиться – всё через руки передаётся. Потом глядишь – а у игрушек лица как будто злые.

Не так давно у Галины Ивановны появилось ещё одно увлечение: в Воронеже под её авторством вышла книга сказок Воронежского края. Кроме того, она стала писать потешки к своим игрушкам и даже сняла к ним мультфильм вместе с одной из воронежских студий. 

– Народное творчество в постоянном движении, – считает мастерица. – Всегда кто–то вносит что–то новое. В итоге рождаются сказки, истории, потешки и т. д. Главное, чтобы это не забывалось народом, чтобы он помнил свои корни. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах