Отдых вместо учёбы
– Елена Николаевна, как вы относитесь к инициативе переноса начала учебного года?
– Объективно оценить предлагаемое нововведение на данный момент достаточно сложно, по этому поводу пока много вопросов. Как всё это будет выглядеть в реальной жизни, непонятно. Вопрос установления скользящего графика – очень многоаспектный. Если во всех учебных заведениях он будет настолько «плавающим», и в каждой школе решение о начале учебного года будут принимать самостоятельно, то это создаст сразу же трудности, так как новые учащиеся могут не успеть к началу учебного года, не зная точной даты. Если учебный год начнётся на 2 недели позже, то дата окончания также будет перенесена, например, на 15 июня? В связи с этим встаёт закономерный вопрос, а как же быть с выполнением программы, которая рассчитана на определённое количество времени? И потеря уроков даже за 2 недели – просто невосполнимо. Это может привести к сокращению объёма учебного материала, либо к изучению того же, но за меньшее количество времени, что вряд ли положительно скажется на качестве знаний обучающихся. А как быть со сроками сдачи экзаменов во время государственной итоговой аттестации? Перенос начала учебного года на более поздние сроки повлечёт за собой цепочку проблем. Из опыта работы нашей школы могу сказать, что всего около 1% детей от общего количества обучающихся не приступают к началу учебного года 1 сентября, так как отдыхают с родителями. Поэтому назвать это основной причиной очень сложно.
– А какую бы инициативу на рассмотрение внесли вы?
– Я бы предложила рассмотреть вопрос об установлении пятидневной учебной недели. Дети очень устают. У них практически нет выходных, так как в субботу они учатся, а в воскресенье делают уроки на понедельник. Вот с этим нужно что–то делать. Без отдыха организм ученика переутомляется, а это в свою очередь приводит к плохому усвоению материала, ухудшению здоровья. От учёбы нужно тоже отдыхать.
Новый подход
– Сейчас многие родители жалуются на то, что раньше учиться было легче. Есть ли какие–то нововведения в образовательной системе?
– Главное изменение – это введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Начальная школа уже полностью перешла на них. В средней школе учащиеся 5–6–х классов тоже занимаются по новым стандартам. Ожидает перехода старшая школа.
– Что подразумевают под собой новые стандарты?
– В первую очередь, это совершенно иной взгляд на обучение детей и образовательную систему в целом. В нашей стране совершён переход системы образования на качественно новый уровень. Раньше целью учителя было дать ребёнку определённое количество знаний. Сейчас мы стараемся, в первую очередь, научить его думать, самому добывать знания. Как говорят древние философы: «Ребёнок – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». Для формирования универсальной учебной деятельности применяются проекты. Во внеурочное время ребёнок может сам выбрать интересные для него занятия, темы для изучения.
Непосильный труд
– В некоторых школах, по словам родителей, первоклашкам задают изготовление проектов. Как ребёнок в семилетнем возрасте сможет сделать подобное самостоятельно?
– Ребёнок может сделать всё, если этому его научили. Ученику нужно задавать то, что ему по силам. А родители могут выступать в качестве помощников, советчиков. Вообще, это очень сложный вопрос. Всё зависит от способностей ученика и профессионализма учителя. Каждый ребёнок индивидуален, некоторым работа с проектами не удаётся до старших классов, а кто–то, ещё будучи первоклашкой, с легкостью справляется с любым заданием.
– Как новая система отразилась на обучении проблемных детей?
– Говорят, проблемных детей нет, есть трудные обстоятельства, в которые попали эти дети. Главное в работе с такими детьми – это индивидуальный подход. Можно работать по индивидуальным учебным планам, адаптивным программам, обучать детей на дому. Надо создать для них условия, которые помогли бы этим ребятам проявить свои умения, способности. Ведь каждый ребёнок талантлив по–своему. Один хорошо поёт, другой – великолепный спортсмен, третий – будущий учёный.
– С какими проблемами в обучении сталкиваются сейчас учителя?
– Главной является, по моему мнению, недостаточное внимание родителей к детям. И связано это не всегда с нежеланием заниматься своими детьми. Родители работают. Один–два часа общения в день – это очень мало. Ведь главное не только проверить, сделал ли уроки твой ребёнок. А посетить театр, выставку, погулять, заняться спортом или просто поговорить по душам?
Школа – это не подиум
– Какие школьные проблемы находятся в процессе исправления?
– Не все родители правильно понимают вопрос школьной формы, считая её лишением индивидуальности ребёнка. Однако внешние проявления личности не могут быть приоритетными, так как главное – гармоничное развитие и воспитание. Детей ничего не должно отвлекать от учебного процесса. Ребята приходят сюда за знаниями, ведь школа – это не подиум. Поэтому вопрос со школьной формой пока до сих пор не решён до конца.