Сегодня в нашем городе насчитывается шесть разных театров на любой вкус. И почти в каждом из них всегда аншлаги.
Но всегда ли Воронеж слыл театральным городом? Об этом в преддверии Дня театра, который отмечается 27 марта, нам рассказала краевед Ольга Рудева. Вместе с ней мы совершили экскурсию в Воронеж конца XVIII века - именно тогда в маленьком провинциальном городке зарождалось искусство Мельпомены…
Начало начал
В начале XIX века в Воронеже появилась и первая труппа. В 1801 году здесь выступал московский комический актёр Петров, открывший сезон оперой Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват». Говорят, что комик прикарманил тогда 10 тыс. рублей и был таков.
Мало что известно о театральной жизни Воронежа в последующие два десятилетия. Зато в 20-х годах XIX века слава драматического театра города прогремела на всю страну. Газета «Северная пчела» назвала местную приму Любовь Млотковскую «наилучшей Офелией XIX века». В те годы драматический театр уже располагался на том самом месте, где стоит и по сей день.
Через 30 лет набирает популярность драматургия Островского. Наш драмтеатр даже называли «Домом Островского в провинции», потому что в то время именно здесь вслед за Малым и Александринским театрами ставили его пьесы. В 60-х годах в репертуаре было десять (!) пьес драматурга.
Местные самородки
Именно на воронежской сцене взошла звезда талантливого актёра ХIХ-ХХ веков Александра Остужева. Он родился в 1874 году в семье паровозного машиниста. Правда, фамилия у него тогда была иная - Пожаров. Родители отдали сына в техническое училище - по стопам отца. Но мальчик был далёк от подобной работы, к тому же вскоре его отчислили за грубость надзирателю, и он начал наниматься в массовку к заезжим гастролёрам.
Впервые Пожаров вышел на сцену воронежского театра в 1894 году. Тогда-то его и заметил актёр и драматург Александр Южин. Он забрал подающего надежды юношу в Москву, устроил на драматические курсы и пригласил в Малый театр. Восходящая звезда отличалась необыкновенным голосом - неудивительно, что на сцене артист имел большой успех.
Но как Пожаров стал Остужевым? Говорят, что молодому актёру посоветовали сменить фамилию, потому что, когда зрители скандировали «Пожаров!», её легко можно было спутать с криками о пожаре. Но есть и другая версия - будто фамилия Остужев была призвана «потушить» чересчур буйный нрав артиста.
В 1910 году Остужев переболел болезнью Меньера и полностью потерял слух. Однако со сцены не ушёл, а изобрёл особую систему работы в театре для глухих актёров. Ещё до первой репетиции он учил не только свой текст, но и слова коллег, и на сцене читал по губам. После некоторого творческого кризиса Остужев уже в зрелом возрасте добился больших успехов. За роль Отелло он получил Сталинскую премию первой степени. Сегодня в Воронеже есть улица, названная в честь актёра.
ХХ век представляет…
Перед революцией воронежский театр назывался городским Зимним, а в 1918 году - Большим Советским. Конечно, раз был Зимний, был и Летний, и даже не один. Летние театры располагались в Первомайском саду, в саду Эрмитаж (рядом с ДК Железнодорожников. - Ред.), Народном доме и в саду семейного собрания (у Дома офицеров. - Ред.).
Трагичными стали для театра военные годы. По некоторым данным, только два театра Европы «удостоились» прямого попадания бомбы: миланская опера Ла Скала и воронежский драмтеатр. Здание было разрушено практически полностью. Удивительно, но уже в 1944 году театр восстановили. Первым спектаклем после перерыва стал «Горе от ума». Более того, тот воронежский спектакль транслировали по радио.
Кто только не посещал наш театр: Щепкин, Мочалов, Ермолова, Комиссаржевская, Островский, Чехов… всех и не перечислить! В ноябре 1926 года на его сцене выступал Владимир Маяковский, а в 30-е годы прошлого века здесь частым зрителем был писатель Андрей Платонов. В 1935-1936 годах заведующим литературной частью театра служил поэт Осип Мандельштам, который находился в Воронеже в ссылке.
В 1959 году прошлого века театр получил имя Алексея Кольцова, что довольно неожиданно, ведь сам Кольцов не имел никакого отношения к драматическому искусству. Всё дело в том, что в 1958 драма нашего театра «Алексей Кольцов» имела большой успех на фестивале в Москве. А в следующем году, когда исполнилось 150 лет со дня рождения поэта, театр назвали в его честь.
В нашем городе процветал не только драмтеатр: 8 октября 1925 года в зале Воронежского университета состоялось первое кукольное представление. А 5 ноября 1930 года театр кукол ВГУ передали в ведение областного отдела народного образования при Молодом театре. Своё помещение у театра кукол появилось только через 50 с лишним лет - в 1984 году! Зато какое - здание кукольного театра до сих пор считается одним из самых красивых в Воронеже.
В сентябре 1931 года начал работать театр музыкальной комедии - будущий театр оперы и балета, организованный на базе коллектива профессиональных артистов. Помещение для него стали строить ещё до войны, но завершить строительство не успели - после Великой Отечественной пришлось всё начинать заново.
В последующие годы на сценах воронежских театров зажигали новые звёзды, ставили громкие спектакли, собирали аншлаги. Вскоре в городе появились Театр юного зрителя, Камерный театр, «Антреприза». Драматический театр после долгих лет ремонта, наконец, заново обрёл свой дом - прекрасно отреставрированное здание храма искусств теперь украшает город. И внешний вид, и интерьеры хранят в себе очарование ушедшей эпохи и символы того самого Зимнего театра…