В случае авиакатастрофы, причина которой сразу не очевидна, следователи сразу обращаются к бортовым самописцам – так называемым «черным ящикам». АиФ разбирается, как работает устройство и чем оно может помочь.
Что внутри?
Хоть бортовые самописцы и известны широкой общественности под именем «черные ящики», на самом деле выглядят они чаще всего как большие оранжевые или красные шары для боулинга. Шарообразная форма меньше подвержена повреждениям в случае аварии. А чем ярче цвет самописца, тем проще спасателям найти его в обломках самолета.
Начинка его в разных самолетах может быть разная. Более старые модели имеют механизм, схожий со старыми пленочными диктофонами. Ведь главная задача бортописца – записать переговоры пилотов, которые по той или иной причине не дошли до авиадиспетчеров. Вместо магнитной пленки может использоваться даже проволока – ведь она намного прочнее. В самых новых «черных ящиках» используются флеш-накопители.
Механизм записи должен быть очень надежно защищен, чтобы информация не повредилась в случае авиатрагедии или любой внештатной ситуации. Корпус капсулы герметичен, теплоизолирован. Он должен выдерживать падение с максимальной высоты, не повреждаться огнем и водой, а также выдерживать перегрузки и глубину до шести километров.
Конечно, «черных ящиков» на борту должно быть несколько. Самая безопасная часть самолета – хвостовая, поэтому в первую очередь спасатели отправятся искать бортописцы туда.
Как ведется запись?
Задача речевых самописцев – фиксировать и речь экипажа, и диспетчеров, и окружающие звуки. Все это затем может указать на ошибки тех, кто отвечает за полет.
А вот параметрические бортописцы сохраняют в своей памяти техническую информацию во время полета: скорость, курс, обороты двигателя, координаты, высоту и так далее. Если какой-либо из параметров резко меняется, аппарат реагирует и начинает записывать данные с более высокой частотой.
Есть самописцы, которые совмещают в себе обе функции.
Принцип записи схож с работой автомобильного видеорегистратора. Запись идет по кругу с циклом от 16 до 27 часов. То есть новая информация накладывается на старую.
Как расшифровать?
В большинстве случаев получение информации с «черного ящика» - это несложный процесс. Данные никак не зашифрованы. Специалисты прослушают аудиозапись, затем просмотрят записанные технические данные и сделают выводы.
Усложняют ситуацию повреждения механизмов, которые, несмотря на всю внешнюю защиту бортописцев, случаются довольно часто. Тогда техникам предстоит восстановить микросхемы, склеить пленку, подпаять контакты. И только затем те данные, которые сохранились, поступают на расшифровку. В таких случаях процесс может растянуться на дни.
Цель анализа данных «черного ящика» очевидна – узнать причины катастрофы. Но даже если картина понятна, расшифровка поможет избежать ошибок в будущем.