69

Экспертиза раздора. О безответственных виновниках аварии на аммиакопроводе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-Черноземье 03/02/2016

После ЧП с утечкой жидкого аммиака, произошедшего 21 июня прошлого года у терновского села Липяги и обернувшегося экологической катастрофой, собственники аммиакопровода «Тольятти–Одесса» всеми силами стараются уйти от ответственности и избежать справедливого наказания за случившееся.

По своим правилам

в тему
Расследование этого громкого дела находится на личном контроле губернатора области Алексея Гордеева, который очень жёстко высказывался по поводу аммиачных дельцов. «Частная компания владеет таким опасным ресурсом, и ещё у них какая-то внештатная служба безопасности действует, - говорил он. - Там надо серьёзно разбираться на федеральном уровне. Мы предъявим весь комплекс претензий, который касается жизни наших граждан». Кстати, как только произошла авария, Алексей Гордеев лично доложил о случившемся президенту страны Владимиру Путину. Не оставляют это дело и активисты Всероссийской общественной организации «Зелёный патруль», которые выезжали на место событий и проводили свои независимые исследования. По итогам 2015 года они назвали Сергея Махлая, основного владельца «ТольяттиАзота», с которым аффилирован «Трансаммиак», экологической анти-персоной года. Кроме того, СМИ не раз утверждали, что «ТольяттиАзот» давно считается самым технологически отсталым заводом в отечественной агрохимической отрасли. Ростехнадзор постоянно выявляет там сотни серьёзных нарушений.
Так, в Воронежском арбитражном суде 26 января юристы ОАО «Трансаммиак» решали свои споры с Росприроднадзором странными средствами. Они утверждали, что за основу нанесённого ущерба почве в экспертной оценке должна быть взята методика проведения экспертизы аж 1998 года. Региональное отделение Росприроднадзора справедливо протестовало против этого и настаивало на более современной методике, которая утверждена решением министерства природных ресурсов и экологии России от 8 июля 2010 года. Мало того, в качестве экспертов компания–виновница предложила биологов–почвоведов.

Спор разрешился, и, надо сказать, в пользу справедливости. Суд назначил независимую экспертизу. Её проведёт ФБУ «Российский федеральный центр судебной экспертизы при министерстве юстиции Российской Федерации». Уважаемая контора, ей и в подмётки не годятся неизвестные эксперты. О результатах исследований станет известно через 30 дней.

Заметим, что эта экспертиза имеет очень большое значение. После аварии представители контролирующих ведомств отмечали, что расследование воронежской экологической катастрофы с самого начала велось по фактуре «Трансаммиака». Все расчёты основывались на объёмах утечки из аммиакопровода в размере 559 кг аммиака. О том, насколько достоверны эти сведения, сложно судить, всё–таки в компании могли и «приукрасить» информацию в свою пользу.

Не первый случай

Областное управление Росприроднадзора бьётся с «Трансаммиаком» почти из–за всего. И, конечно, главный камень преткновения – сумма урона. Так, управление добивается возмещения в размере 12 млн руб. за загрязнение почвы азотсодержащими веществами. При этом загрязнитель рассчитывает отделаться суммой в 100 тыс. рублей.

Кстати, компания изначально преуменьшала свои «грехи». И её позиция совершенно отличается от видения ситуации лично губернатором области Алексеем Гордеевым и различными ведомствами, включая природоохранную прокуратуру, Следственный комитет и Росприроднадзор. Так, если воронежские власти говорят об ущербе на десятки и даже, по версии Следственного комитета, сотни миллионов рублей, то Андрей Иванов, гендиректор компании, возмущается тем, насколько чиновники завысили показатели ущерба.

Воронежские эксперты чётко указали, что выброс аммиака привёл к загрязнению 150 га сельхозугодий и лесов. Также следствием катастрофы стало загрязнение водно–биологических ресурсов реки Сухой Карачан. Там погибло более 4 тыс. особей рыбы. Мало того – утечка аммиака привела к отравлению аммиаком местного жителя.

Но, несмотря на все доводы экспертов, в компании твердят о завышенных цифрах. И в качестве аргументов приводят мнение безымянных московских учёных, которые почти в 200 раз уменьшили сумму ущерба.

Свой интерес

Руководство аммиакопровода не только не хочет платить по счетам, но и вовсе открещивается от того, что виновно в случившемся. По их версии, прорыв на аммиакопроводе произошёл из–за некачественно проведённого ремонта, выполненного подрядной организацией.

Напомним: из акта технического расследования причин аварии на аммиакопроводе, на который ссылается Следственный комитет, следует, что утечка аммиака из–под фланца шарового крана возникла по причине неудовлетворительного качества ремонтных работ, которые проводились на трубопроводе в мае 2014 года. Соответственно, и списать всё можно на подрядчиков. Но вот незадача – известно, что только на территории России, не считая Украины, за последние годы на аммиакопроводе «Тольятти–Одесса» случилось 33 аварии. А Воронежская область с учётом терновского ЧП страдает уже второй раз – около десяти лет назад авария произошла в районе Калача.

Кроме того, известно, что самарское предприятие «Тольятти­Азот» (с ним аффилирован «Трансаммиак»), к которому ведут все следы, не раз нарушало условия эксплуатации аммиакопровода, сооружённого ещё в советское время и ни разу не прошедшего капитальный ремонт. Протяжённость «трубы», кстати, составляет 2 195 км. Причём половина – 1 400 км – проходит по территории России через Самарскую, Саратовскую, Тамбовскую, Воронежскую и Белгородскую области.

Ещё более показательным примером того, что концов в этом деле почти не найти, являются акционеры «Тольятти­Азота» – Владимир и Сергей Махлаи. Они заочно арестованы по уголовному делу о мошенничестве в особо крупном размере при реализации продукции на экспорт и сейчас числятся в федеральном и международном розыске.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах