113

Кино не для каждого. Как кинофестиваль «Сталкер» прошел в Воронеже

«Спасибо, что пришли к нам, а не в кинотеатр»

Время – теплый июльский вечер. Место действия – Дом актера. Директор гильдии кинорежиссеров России Игорь Степанов открывает двери кинозала и впускает пришедших гостей. 

«Спасибо, что пришли к нам,  а не в кинотеатр», - говорит он.

Фильм-открытие – «Летящие по ветру листья» Валерия Харченко. Картина, отмеченная премией «Ника» за лучшую женскую роль второго плана в исполнении Натальи Фатеевой. По традиции перед началом фильма – небольшая беседа с режиссером картины. Харченко рассказывает о том, что фильм снят по повести Анатолия Приставкина «Вагончик мой дальний» и что такое кино не интересует широкого зрителя. Его, зрителя, интересуют очередня часть фильма «Елки» и переснятая в очередной раз лента про Тарзана – так как на этих фильмах не приходится думать. С картиной Харченко же дела обстоят иначе. 

Кинолента повествует об интернированных подростках, отправленных в Сибирь в апреле 1944 года как «группа малолетних преступников в количестве 23 единиц мужского и женского пола». «Летящие по ветру листья» – это история первой любви 16-летнего беспризорника Антона и Зои, разворачивающейся на фоне военного ужаса, в который ввергнута страна. Тонкие чувства способны родится даже в условиях хаоса, доказывает кино. И этим чувствам не способны помешать ни майор, ни столбы с проволокой, ни разлука. Одна из героинь фильма в вагончике предлагает спеть песню о настоящей любви. И на вопрос: «А такая бывает?», -– уверенно отвечает: «Бывает». «Летящие по ветру листья» – и есть песня о настоящей любви.  

Ко всему прочему, «Летящие по ветру листья» – интернациональное кино, которое говорит с экрана своему зрителю, например, о том, что «не все немцы – фашисты». Эта фраза звучит из уст интернированного немца Фишера-Рыбакова. Он читает Маркса, предлагает русским детям учить язык и говорит, сидя в вагоне поезда на Сибирь, что из двух зол выбрал меньшее – не стал убивать русских людей. Немцу Фишеру-Рыбакову противопоставлен советский солдат НКВД Петр, сопровождающий «группу малолетних преступников». Он «смело» расправляется со сбежавшим из вагона мальчиком, стреляя тому в спину, а затем трусливо пресмыкается перед собственным начальством. За всем бахвальством НКВД-шника скрывается «Петька-придурок», которому выдали винтовку и тот вдруг посчитал, что имеет власть. Такое противопоставление дает понять простую истину, что в каждой нации есть хорошие люди и «петьки-придурки».

Поезд, стремящийся через всю Россию 44-го – это ретроспективный показ войны, охватившей всю страну, и каждая его станция – бесконечные эшелоны с ранеными, опустевшие деревни, мобилизованные на «трудовой фронт» ссыльные русские и волжские немцы.

Задача кино - сочувствие

Второй день кинофестиваля был отмечен встречей с режиссером Александром Прошкиным и его новой картиной «Райские кущи». Фильм является экранизацией пьесы Александра Вампилова «Утиная охота», с тем исключением, что действие перенесено в наше время. По словам Прошкина, мы все одной ногой застряли в прошлом, но уже смотрим и стремимся в будущее. Однако, не разобравшись в своем прошлом, вряд ли мы сумеем построить лучезарное будущее. Поэтому «Райские кущи» – это диалог двух времен, раскрывающий все насущные и «вечные» проблемы.

Главный герой картины – Зилов – успешный человек, у которого все складывается в жизни как нельзя лучше: молодая жена, новая квартира в богатом районе, любящие друзья и уважающее начальство. Но Зилов не может спокойно принять подарки судьбы, а наоборот хочет убежать от них подальше – на утиную охоту. Зилов испытывает тяжелую болезнь пустоты, которая рождает все последующие проблемы: измена жене, ее уход, ссоры с друзьями. Как однажды сказал сам Прошкин: «Вампилов создал не просто пьесу, а матрицу, которую можно наложить на любую эпоху». Поэтому «Райские кущи» – нужный для нашего времени фильм, хирургическим методом вскрывающий важные общественные и социальные проблемы, заставляющий погрузиться в себя и подумать.

После фильма Прошкин отметил: «Кино – есть национальная идея. Именно кино воспитывает чувство Родины. Задача кино – сочувствие: от круга семьи до 140 миллионов». И трудно подобрать слова более удачно.

О москвичах и всех остальных

На закрытии кинофестиваля была представлена картина Дарьи Полторацкой «Побег из Москвабада» –  социальное кино о проблемах национальной розни.

«В России есть две нации: москвичи и все остальные», - считает сценарист фильма Юсуп Разыков.

Главная героиня картины Маша Ласточкина –  инспектор Федеральной Миграционной Службы, приехавший в Москву пару лет назад. Ее парень Андрей погиб от рук гастарбайтера, что породило в Ласточкиной ненависть ко всей нации «приезжих». В один прекрасный день Маше дают в напарники Хасана – таджика-стукача, работающего на ФМС. Оказывается, что разница между этими героями не так велика. Хасан благодаря своей работе навсегда лишился Родины, а Маша так и не смогла найти свое место в Москве. Фильм заканчивается словами: «Я люблю тебя, мама», которые звучат из уст главной героини. В них и отражена главная идея фильма – сохранить в себе человека не смотря ни на что. «Побег из Москвабада» – однозначно смелое кино, рождающее в своем зрителе эмпатию и указывающее на острые проблемы.

Кинофестиваль «Сталкер»-2016 получился в некотором роде поэтичным. Все фильмы программы заставляли зрителя погружаться в себя, рефлексировать, спорить, задавать иногда нелепые вопросы режиссерам на подобие: «Каково ваше отношение к религии?». Одним слово, кинофестиваль удался и теперь остается только с нетерпением ждать его следующего прибытия в Воронеж.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах