С 30 сентября по 8 октября в Воронеже проводится уже второй инклюзивный фестиваль «Дети – это мы». В его программе – всевозможные творческие мастер-классы, лекции и презентации.
Совсем не приговор
1 октября в Детской Академии Развития (ДАР) собрались родители, воспитывающие детей с особенностями развития. Мамы и папы делились историями из жизни, сомнениями и эмоциями о принятии ребёнка обществом.
«В рамках проекта «Мама - маме» мы провели небольшое анкетирование. Задавали всего два вопроса: допускают ли родители, чтобы ребенок с ограниченными возможностями учился рядом со здоровыми детьми вашим, и какие у них возникают страхи и опасения на эту тему, - рассказала организатор фестиваля Татьяна Зайцева. - Ответы были очень разные. Кто-то соглашался, чтобы их дети развивались рядом с ребятами «с изюминкой», но были и анкеты с категоричными «нет». Объяснялось это опасениями, что обычные дети могут начать подражать одноклассникам с особенностями».
«Моя дочка ходила в обычную школу. Первую неделю она чувствовала отвержение со стороны других детей, все показывали на нее пальцем, - рассказал Александр. - И я попросил родителей собраться и обсудить эту проблему. Я сказал: «Друзья, никто не застрахован. У вас, у меня, у любого может такое произойти». Всё изменилось буквально на следующий день: родители поговорили со своими детьми, моему ребёнку начали помогать, перестали её задирать. И даже после перевода в интернат она общается со своими бывшими одноклассниками, они остались ее друзьями. Просто надо это донести до людей, и тогда окружающие всё поймут».
«Мой ребёнок ходил в обычный детский садик в городе Каланче. На выпускном вечере я благодарила родителей за то, что они таких хороших и понимающих деток воспитали, - поделилась мама девочки «с изюминкой». - Может, следовало поблагодарить и педагогов, может, они и провели какую-то работу над отношением детишек к моему ребёнку, но мне об этом ничего неизвестно. Знала лишь то, что воспитатели предупреждали, что моя девочка болеет и перенесла страшную операцию, поэтому плохо говорит. А до некоторого времени она молчала совсем. Нам очень повезло, опыт мой положительный. Позже она ходила в школу для детей с особенностями, ей было комфортно в этой среде. Здесь нам тоже очень повезло: у преподавателей наработаны особые методики, они знают, как деток учить. И нас многое устраивает на сегодняшний день, однако будущее пока туманное».
Художественный руководитель инклюзивного фольклорного ансамбля «Субботея» Александра Хорошилова провела мастер-класс о формах работы с особенными детишками через музыку, народные игры и фольклор. Мальчишки, одетые в широкие рубахи, и девочки в пёстрых длинных сарафанах, держа в руках то ложки, то трещотки, то маленькие бубны, хором исполнили несколько русских народных песен и, взявшись за руки, закружились в хороводе.
Родители, чьи детишки являются участниками ансамбля, говорят: «Нас объединило творчество». Яркий пример тому – папа одного из воспитанников, который выступал с детьми в костюмах котят, надев на голову кошачьи ушки и пританцовывая вместе ребятишками.
Мир один для всех
Лилия Костина, член родительской организации «Аутмама», рассказала участникам фестиваля о страхах, которые преследуют родителей детей с аутизмом, и о том, как эти страхи побороть.
- Не проецируйте историю одного ребёнка на других
«Когда заходит речь об аутизме, многие сразу вспоминают о «Человеке дождя» и говорят, мол, я знаю, кто такие аутисты. Нет, они не знают, потому что все дети разные, и «Человек дождя» - лишь один из многих».
- Воздержитесь от осуждения
«Люди могут не иметь ни малейшего понятия, представления об особенностях детей с аутизмом. Ребёнок может повести себя совершенно непредсказуемо. И посторонние люди могут списать это исключительно на плохое воспитание».
- Задавайте вопросы
«Я призываю вас, родители, не боятся. У вас всегда есть поддержка в лицах других родителей. И я когда-то боялась, сомневалась, ведь тяжело принять то, что твой ребёнок не совсем такой, как все остальные. Лучше задавайте вопросы, которые помогут понять больше о своём ребёнке и как себя с ним вести».
- Помните, они очень стараются
«Особенные» дети понимают всё, даже если не показывают этого. Даже если кажется, что он не обращает на вас внимание и занят чем-то другим, ребенок всегда слышит то, что вы говорите. Он очень старается вписаться в этот мир».
- Будьте внимательны к каждому слову
«Особенные дети понимают всё совсем буквально. В школе, где учится мой ребёнок, я как-то наблюдала забавную картину: школьники идут за преподавателем по коридору, и она говорит им: «Закрыли ротики на замочки и идём тихо». И видели бы вы удивление на лицах детей, которые задумались, мол, а как это закрыть рот на замочек? И это не самый страшный вариант. Такие детишки не понимают сарказма, к которому мы так привыкли».