1651

«Оригинальный артист». Как клоун Дуров сделал «неуважаемый» жанр искусством

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-Черноземье 12/04/2017
Анатолий Дуров.
Анатолий Дуров. © / Портрет кисти И. С. Куликова, 1911 год / Commons.wikimedia.org

Дорога к призванию

До 1928 года нынешняя улица Дурова в Воронеже называлась Малой Садовой. И здесь действительно было много садов: вся сердцевина квартала была единым массивом фруктовых и декоративных деревьев. Наверное, по этой причине в 1901 году и купил дом на крутом берегу реки Воронеж уже известный тогда 37-летний артист. К тому времени Анатолия Дурова знала не только вся Российская империя, но и Европа — шумными овациями его встречали в Париже, Берлине, Мадриде и даже Токио. 

Анатолий родился в Москве, в дворянской семье, но рано осиротел. Как и его брат Владимир, он был влюблён в цирк. Но воспитывавший его крёстный, по профессии адвокат, пророчил ему военную карьеру. «Дворянину совсем не место среди уличных комедиантов, недалеко ушедших от карманников. Клоун — тунеядец, а нужно быть деятелем родины и принести ей посильную помощь», — считал он. Пришлось сбежать из дома и присоединиться к бродячему цирку. 

Дуров выступал в качестве гимнаста, акробата и даже фокусника, а вот в качестве клоуна ни разу не выходил на арену. Однажды он решился написать письмо Максимилиано Труцци, директору воронежского цирка, итальянцу, предложив ему свои услуги в качестве соло-клоуна.

«Я удивлялся собственной храбрости — как можно с таким апломбом вести переговоры с директором. Испорчу всю свою карьеру!» — писал в своих воспоминаниях Дуров. В тот же вечер Труцци заключил с новым артистом контракт на год. В труппе Анатолий Дуров стал единственным русским.

Обличал чиновников

«На сцене старался как можно больше оригинальничать. Когда запас стал истощаться, вспомнил, что в детстве успешно мог обращаться с животными. На базаре за ничтожную сумму приобрёл поросёнка, и через две недели он образовался настолько, что ему был разрешён дебют на цирковой арене — успех поросёнка был колоссальный», — вспоминал артист.

Потом был дебют в цирке в Москве и признание. Удивлял Дуров зрителей тем, что использовал минимум грима и не старался насмешить падениями. Его мастерство проявлялось в остроумных монологах и репликах, а когда в четвероногих артистах зрители узнавали известных чиновников, они покатывались со смеху.

И если раньше настоящие имена клоунов не указывали на афишах, то имя Анатолия Дурова писали большими буквами — это для публики была настоящая приманка. Многие чиновники даже признали его персоной нон-грата и не пускали в свои города, а в народе ходили анекдоты по мотивам его сатирических сюжетов.

Говорят, Дуров, мастер политической сатиры, очень дорожил серебряным портсигаром, подаренным ему московским генерал-губернатором Долгоруковым. Ведь на нём было написано не «клоуну», а «русскому оригинальному артисту».

Музей, в котором снимали кино

Сегодня в экспозиции единственного в России дома-музея Дурова, расположенного в Воронеже — исторические фотографии детства и юности будущего артиста и его личные предметы: изготовленный им стол на ножках-оленьих рогах, секретер, а также живописные картины на стёклах — Дуров был поистине разносторонней личностью. Эти экспонаты передали в музей его родные. В Великую Отечественную войну от усадьбы не осталось почти ничего. Но подробный макет рассказывает, какой её создал Дуров.

Анатолий Дуров. Фото из книги Шебуева
Анатолий Дуров. Фото из книги Шебуева "Сцена и арена", 1915 год Фото: Commons.wikimedia.org

На трёх террасах, спускавшихся к реке, были беседка-бельведер, манеж для дрессировки животных со входом в виде маски, грот с аквариумом, полуразрушенный средневековый замок, несколько музейных павильонов. «Китайские вазы, мраморные статуи, картины, гобелены, старинное оружие, антикварная мебель… «Подделок не ищи. Из дворца эмира бухарского, — кивал на какое-то тончайше разузоренное чудо. — А вот — из коллекции гофмейстера диора его величества, по случаю… Пять с половиной отдал, считай, задаром!» — явно преувеличивал Дуров» (из произведения «Дом весёлого чародея» Владимира Караблинова. — ред.).

А посетителей у входа в дом приветствовала юмористическая надпись: «Кто ходит ко мне, тот делает удовольствие, а кто не ходит — одолжение». Гостей встречала Лильго, собака-математик с удивительно умными глазами. За столом, заваленном бумагами, часто сидел сам артист — небольшого роста человек с удивительно сверкающими, наглыми, дерзко смеющимися глазами. Говорил быстро, будто жонглировал словами. 

Его первый в Воронеже частный музей посещал Фёдор Шаляпин и другие известные люди. В усадьбе были сняты три фильма. В игровой ленте Дурова «Война XX века», имевшей антивоенный характер, «играли» только собаки, свиньи, гуси и куры. А мелодрама «Золото, слёзы и смех» была посвящена трудной судьбе артиста. Главную роль в ленте исполнила звезда немого кино Наталья Гофман, а клоуна Толли сыграл сам Дуров. Съёмки проходили и в красивейших местах старого Воронежа — у деревянного цирка Попова на бывшей Мясницкой улице, в Петровском сквере, у парусных яхт на реке... Именно Дуров, настоящий патриот Воронежа, уговорил режиссёра выбрать Воронеж для съёмок. Премьера картины прошла в электротеатре «Паллас», что весной 1915 года стоял на месте нынешнего кинотеатра «Юность». Воронежская усадьба Дурова и его дрессированные животные также блеснули в фильме «Наполеон наизнанку». 

В своей усадьбе Дуров прожил 15 лет — с 1901 по 1916 год. До 1964 года здесь жила его жена Елена Робертовна, которая завещала этот дом Союзгосцирку в качестве музея. А в 1978 году отрылся сам музей. Тогда же, как рассказала Ирина Бойкова, заведующая отделом «Дом-музей А. Л. Дурова» Воронежского краеведческого музея, двухэтажный дом был реконструирован по проекту архитектора Николая Троицкого.

Разговоры о реконструкции всей усадьбы шли давно, и вот губернатор Воронежской области, посетивший музей в 2016 году, выделил деньги на проект реставрации, а департамент культуры — на проект реконструкции усадьбы, признанной объектом историко-культурного наследия федерального значения.

Кстати
Дуров стал одним из самых популярных и высокооплачиваемых цирковых артистов в России своего времени и первым, чье настоящее имя, а не псевдоним, стали указывать на афишах. В Париже в его честь был отчеканен памятный жетон. Изданная в Дюссельдорфе «Всеобщая энциклопедия циркового искусства» посвятила ему, единственному русскому, отдельную статью.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах