Танцор стоит в одиноком луче света на сцене. Тени играют в рельефах его мышц и в тканях костюма. Лампы зажигаются то там, то здесь – и вот уже вся площадка сотрясается от мощных движений целой балетной труппы, которые танцуют, кажется, не замечая никого и ничего вокруг. В спектакле израильского режиссера-хореографа Ноы Вертайм все построено на природной энергетике, контактной импровизации и красоте человеческого тела. Почти животная энергия, которую рождают танцоры на сцене, передается в зал и приковывает внимание зрителя.
Гравитация
Название сюрреалистичной постановки Vertigo переводится как «головокружение». И действительно, точнее передать ощущение от спектакля не сможет ни одно слово. Актеры кружатся, замирают, летают, подпрыгивают беспрестанно и хаотично. И скоро у тебя теряется чувство реальности и гравитации.
«Я вдохновляюсь природой, - рассказала хореограф Ноа Вертайм. – Я фактически ничего не делаю, все уже придумано для меня. Я лишь работаю с человеческим телом, пытаюсь его исследовать. Это бесконечный источник вдохновения».
И действительно, чем еще вдохновляться танцовщице, которая сознательно отгородилась от цивилизованного мира и даже создала собственную эко-деревню. В небольшой коммуне между Тель-Авивом и Иерусалимом живут танцовщики компании Vertigo. Там они работают, репетируют и получают образование. У единомышленников Ноы все общее – еда, автомобили. И даже дети воспитываются все вместе.
Притяжение
Еще одним проектом израильтянки стала танцевальная школа для людей с ограниченными возможностями. Она охватывает огромную ветвь танцоров-инвалидов. В двух городах даже открылась правительственная программа, которая оплачивает людям с ограниченными возможностями один урок танцев в неделю.
«Однажды я была в Лондоне и увидела там удивительное шоу: колясочники и профессиональные танцоры выступали на сцене вместе, - рассказала Ноа. – В течение всего выступления я плакала, а потом у меня родилось ощущение нового проекта. Когда у меня появляется такое ощущение, я не думаю ни о логике, ни об экономике. Когда ты даешь что-то, ты всегда потом получаешь больше. Работая с этими людьми, ты понимаешь, что тебе в жизни не на что жаловаться. Ты здорова, а для них даже сцена – это физическое препятствие».
Головокружение
Описывая сам спектакль, который в России был показан впервые, Ноа пояснила, что для нее в современном танце нет места какому-то целостному сюжету или истории. В его основе – ощущения, интуиция, что-то бессознательное.
«В этом спектакле я пользуюсь символами. Выбираю тему – празднование двадцатилетнего юбилея театра – и символы, с ней связанные. Например, белые шары – это праздник. А «свадьба», которые показывают в конце – это темы свободы и несвободы. Человек, который сидит, зависнув в воздухе, - это ощущение подвешенного состояния между небом и землей. Насколько душа сама находит свое место в этом мире, или же кто-то определяет его за нее? Все это я перевожу на язык танца».