Кризис, рост цен и общая нестабильность заставляют людей грустить и тревожиться. Казалось бы, тут не до первоапрельских шуток. Но наш человек таков, что даже в «дни окаянные» может сохранять позитивный настрой и не прочь посмеяться.
Накануне Дня смеха о современном юморе и сатире мы побеседовали с Иваном Анчуковым, художником–карикатуристом.
Дорожка протоптана
– Иван Алексеевич, говорят, вы хотели бы сделать Воронеж столицей юмора в России. Чем, по–вашему, наш город заслужил такую честь?
Я, кстати, даже написал концепцию открытия музея юмора в Воронеже, где подавалась бы история нашего города через юмористическую призму. Музей мог бы быть прекрасным местом отдыха и отличным поводом создать в Воронеже не одну добрую традицию. К примеру, перед входом в музей можно было бы поставить большую скульптуру аиста. Молодожёны вместо того, чтобы развешивать замки на мостах, могли бы приезжать к аисту и оставлять у него записки с адресами, куда и сколько нужно доставить малышей. Разве не здорово?
– Чем, по–вашему, вообще знаменит наш город, ведь у нас по–прежнему идут поиски «бренда»?
А ещё наш город знаменит своими людьми! Тула, например, гордится Калашниковым и его автоматом. А у нас есть Мосин и его винтовка. А если вспомнить сказочников, то сколько из них воронежцы – Куприяниха, Афанасьев, Королькова! Ну и, наконец, в Воронеже долго жил известный на весь мир дрессировщик Анатолий Дуров, о котором мы почему–то почти забыли. В то время как этот человек основал в нашем городе нечто вроде Диснейленда задолго до появления последнего.
«Наелись» выставок
– А как с юмором у современной молодёжи? Сейчас почти не слышно о «студенческих вёснах», да и КВНы теряют популярность. Стало не над чем смеяться?
– Да это всё потому, что на первый план вышел компьютер и всё с ним связанное. А на молодёжь сейчас можно воздействовать только виртуально. Ещё во время СССР я задался целью вывести наш город на первое место по карикатурам. Мы создали здесь клуб «Шедевр», организовывали конкурсы карикатур, выставки. Это было возможно только потому, что раньше народ был голоден до подобных событий, а теперь люди массово ушли в Интернет. Помню, меня даже выбрали в Союз художников и наградили мастерской только потому, что одна из наших выставок принесла годовую прибыль тому помещению, в котором мы её проводили.
А ещё проблема в том, что в последнее время юмор стал чем–то вроде ругательства. Это хорошо, когда для шуток нет запретных тем, но при этом должно быть ещё и чувство такта.
Улыбайтесь, господа!
– Известно, что чиновники и политики боятся шуток и сатиры, чувствуя в них подвох. Или это уже не так?
– В СССР одна карикатура могла поднять всех «на уши». Помню, как однажды в журнале «Подъём» опубликовали мою карикатуру, где солдат играет на барабане, а вместо палочек – гранаты. Так вот лицо этого солдата оказалось похожим на какого–то чиновника. Сколько толковали тогда по этому поводу! Нынешние политики уже не так реагируют на критику или юмор в их адрес. Им просто всё равно. Да и настоящей едкой и хлёсткой сатиры, если честно, маловато. Плохих карикатуристов развелось, а хороших много быть и не может.
– Новости часто угнетают, как научиться сохранять позитивный настрой?
– Улыбайтесь чаще! Был такой эксперимент: людям давали по кувшину и просили наполнить его водой. А чтобы это сделать, нужно было идти пешком с гор и обратно. Условие было одно – улыбаться всю дорогу. Естественно, не все могли тащить тяжесть в гору с улыбкой. И тогда им говорили: «Мы за вами наблюдали и заметили, что вы не улыбались. Возьмите ещё кувшин»... Так вот, мораль проста: надо держаться прямо и улыбаться, несмотря ни на что. Можно, кстати, брать пример с детей, которые смеются без конца и не устают быть счастливыми.