Примерное время чтения: 7 минут
2318

Между «хочу», «могу» и «надо». Как выпускнику определиться с профессией

Идти дальше учиться или работать, что изучать и кем стать – такие вопросы встают не только перед выпускниками школ в начале лета, но и перед восьми- и десятиклассниками, которым уже в следующем учебном году предстоит выбирать необязательные предметы для экзаменов, а значит, подумать о репетиторах и дополнительных занятиях.

О том, как помочь выпускнику с профориентацией, как сделать правильный выбор и должен ли он быть окончательным, корреспонденту «АиФ-Черноземье» рассказала психолог Екатерина Зеленцова.

На трёх китах

Дарья Бойченко, «АиФ-Черноземье»: Как выпускнику школы на одном из важных рубежей жизни понять, чем он дальше хочет заниматься?

Екатерина Зеленцова: Есть формула выбора профессии. Это три составляющие – хочу, могу и надо. «Хочу» – это то, что мне и интересно, что меня увлекает, и то, отчего я получаю удовольствие. «Могу» – это мои возможности и способности. То, какие у меня есть качества, которые могут выступить предрасположенностью к какой-либо деятельности, какие у меня есть умственные и физические возможности или, наоборот, барьеры. Способности тестами не определишь. Понять, есть ли они у тебя или нет, можно только постоянно пробуя новые занятия. «Надо» – это востребованность профессий на рынке труда. Но я всегда говорю, что это самое простое – всегда можно обратиться к интернету, где регулярно появляются какие-либо статьи с анализом востребованных и перспективных профессий.

- В каком возрасте уже нужно начинать думать о выборе профессии?

- Процесс профориентации не одномоментный. Работать над ней нужно чуть ли не с начальной школыили даже лет с трёх, когда ребенок только начинает знакомиться с миром профессий через игру. Любая профессия может заинтересовать ребёнка в процессе чтения книги или просмотра фильма. В течение всего школьного периода нужно прислушиваться к его тяготениям.

- Какие ещё способы помогут определиться со специальностью?

- Можно обращаться к специалистам, которые могут помочь сопределением профессиональных интересов при помощи тестирования. Например, в молодёжный центр занятости – там должны быть специалисты по профориентации. Школьные или частные психологи также могут помочь с выбором. 

- Что важнее – выбрать то, что нравится, или то, что перспективно?

- Я неслучайно заговорила про формулу – там три составляющие, и нужно выбирать исходя из того, чтобы все эти три части были между собой совпадали. Чтобы профессия нравилась, чтобы ей соответствовали возможности и чтобы она была востребована.

Согласна, это сложный выбор, поэтому я и говорю, что это некоторый долгий процесс. Сесть, проанализировать и выбрать за час-два – очень сложно. Встаёт вопрос глубокого знакомства с собой. Потому что когда я знаю, чего я хочу, мне проще выбрать. Кто-то с раннего возраста может примерять на себя разные профессии и делать выбор осмысленно, а некоторые люди выбирают вуз только потому, что он находится рядом с домом.

Драмкружок, кружок по фото, а ещё мне петь охота

- Как можно понять свои способности?

- Разные способности определяются в деятельности, их надо пробовать. А родителям важно уметь отличить: не хочется учиться ребёнку только потому, что лень, либо действительно не лежит к этому душа. То, что вы делаете, может потом оказаться бесполезным, но когда ребёнок вырастет, у него уже будут ресурсы на самообразование. В любом случае, лучше последовать поговорке: «когда не знаешь, что делать, делай шаг вперёд».

- Если подросток, проучившись пару лет, хочет сменить институт, что в таком случае делать родителям? Сказать, чтобы он окончил этот факультет, а потом поступал куда ему угодно?

- Я всегда против насилия. Если человек чувствует в себе силы всё-таки окончить это до конца, то лучше сначала окончить и искать себя дальше. А если считает, что точно не готов дальше продолжать, то почему не остановиться и не искать свое? Искать то, что интересно, – это важно.  Нелюбимая работа очень изматывает.

- Кто ещё, кроме родителей и специалистов, может помочь подростку с выбором профессии?

- Хорошо, если рядом с ребёнком окажется какой-нибудь родственник или друг семьи, чья профессия заинтересует его. Пусть даже подросток не захочет учиться именно этой профессиеи, но хотя бы увидит человека, который доволен жизнью и любит свою работу. Педагоги могут подсказать ребёнку, что у него получается лучше, ведь они тоже немалую часть времени проводят вместе. Однако наши учителя сейчас так перегружены работой, что личное отношение к детям постепенно сходит на нет. А ведь для того, чтобы заметить что-то, надо быть внимательным. Чем больше у ребёнка будет информации, как многообразен мир профессий, тем больше шансов у него будет, что он найдёт своё дело в жизни соответственно интересам, возможностям и востребованности.

- Вопрос самоопределения в профессиональном плане актуален не только для выпускников. Что вы посоветуете людям, которые находятся на каком-то рубеже своей жизни и им предстоит сделать такой выбор?

- Сейчас существует некоторая проблема: люди пробуют и не могут понять, нравится ли им это. Надо развивать рефлексивную часть – анализировать и прислушиваться к себе, и уже с учётом опыта искать другое занятие. Профессиональная деятельность – это большая часть нашей жизни. Если мы там будем недовольны и будет некая неудовлетворенность, то это будет сказываться и на другой сфере жизни – личной. Потому что всё это взаимосвязано. Ещё Фрейд говорил – человек счастлив, когда может любить и трудиться. Неважно, в каком возрасте, всегда надо пробовать и искать себя. Просто к этому надо подходить не стихийно, а составить план и реализовывать его. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах