Режиссер провокационных фильмов «Дурак», «Майор», «Жить» Юрий Быков провел творческую встречу с воронежцами в рамках фестиваля короткометражного кино и анимации «Новый горизонт». Самые яркие ответы лектора на вопросы из зала записал «АиФ-Черноземье».
Наша киноиндустрия поддерживает видимость, что мы можем снимать на широкую ногу. Но у нас нет той платформы, которая есть на Западе. Мы очень серьезно отстали.
Об отстранении от фильма «Время первых»
«Меня уволили, потому что плохо сделал свою работу. Ведь я не умею снимать коммерческое кино. Современный широкоэкранный фильм – это, в первую очередь, математика. Номинальным приоритетом является кассовый сбор. Это говорит о том, что фильм должен быть унифицированным и привлекать максимальное количество зрителей. Мой же материал не имел никакого коммерческого потенциала. Думаю, что решение уволить меня с картины, было справедливым. Другое дело, что это нужно было сделать сразу, чтобы не пришлось зря тратить год. Но поскольку Тимур Бекмамбетов в это время снимал картину «Бен-Гур» в Америке, нам пришлось ждать его возращения и оценки. После этого от меня в фильме не осталось ничего кроме сцены «Очень крепкий чай». Для меня это стало профессиональным уроком - нужно браться за то, что умеешь».
О российском коммерческом кино
«Наша киноиндустрия поддерживает видимость, что мы можем снимать на широкую ногу. Но у нас нет той платформы, которая есть на Западе. Мы очень серьезно отстали. О чем здесь говорить, если, например, одна сцена фильма «Джанго» стоит, как весь бюджет нашего «Фонда кино» на год».
О сравнении «Дурака» с «Левиафаном»
«Картина «Дурак» сделана довольно кустарно, чего не скажешь о фильме Андрея Звягинцева «Левиафан». Там задействованы совершенно другие мощности. Несмотря на то, что тема фильмов одна, передо мной и Андреем стояли совершенно разные задачи. Я всего лишь пытаюсь по наитию обсуждать те проблемы, которые накипели в обществе. Пусть «Дурак» остается в интернете и не выходит за его пределы. Тем более, я очень боюсь обсуждений. Я бы повесился, если бы меня также полоскали, как Андрея в течение года после выхода в свет картины».
О реакции на провокационное кино
«После просмотра фильма «Майор» эмигрантки признались мне: «Хорошо, что мы уехали из России». Мне было очень неприятно от этого признания. Ведь я снимал кино из хороших побуждений, чтобы чему-то научить, поднять проблему, обсудить ее. А в ответ наткнулся на совершенно неожиданную реакцию. Я ведь не отделяю себя от того места, где родился и вырос. Другое дело, что здесь все далеко не идеально».
О спасении маргиналов
«В фильме «Дурак» есть очень важная фраза: «Душа радуется спасенному грешнику гораздо больше, чем спасенному негрешнику». По логике вещей, нормальный человек может задаться вопросом: «А зачем их спасать? Они же отбросы». Но ведь если не их спасать, то кого? И тем более, человек слаб по своей природе. Он не управляет своей жизнью, и неизвестно, что будет завтра с тем, кто сегодня успешен и доволен жизнью».
О роли короткометражек
«А зачем снимать короткометражки? А главное, где и кому их показывать? Короткий метр – это разбег. Это дистанция, на которой проверяется профессиональный инструментарий. Хоть и говорят, что короткометражку снимать гораздо сложней, чем полнометражное кино, я с этим не согласен. В создание полноценного фильма нужно вкладывать намного больше денег, сил и ответственности. Я не думаю, что короткометражки будут развиваться на широком экране и приобретать коммерческую популярность».
Об актерской профессии
«Все хорошие актеры, в принципе, ненормальные люди. Я знаю два основных типа артистов. Одни относятся к школе представления, другие – выживания. Не буду называть фамилии, но тот выдающийся человек из школы представления, которого я знаю, по-моему уже окончательно заврался сам себе и забывает снимать маску. Опасная профессия. Если всерьез заниматься актерством, это очень расшатывает нервы».