«После чего я начал проповедовать кинодраматургию? После того как понял, что ни один российский фильм не заработал в прокате 100 миллионов долларов и что мы, как киноиндустрия, не представляем для мирового искусства особого интереса», - так начал свой мастер-класс «Сценарий – искусство задавать вопросы» сценарист известных фильмов «Легенда №17», «Горько!», «Экипаж» Николай Куликов. Встреча с воронежцами прошла в рамках X Международного молодежного фестиваля короткометражного кино и анимации «Новый горизонт».
Мы вычитываем сценарии, которые приходят со всей страны. И, к сожалению, в большинстве случаев в этих работах вся история вертится вокруг 40-летнего героя, который хочет либо развестись, либо удавиться.
А смысл?
С вопросов «почему российская киноиндустрия не развивается в ногу с западной» и «почему миллионы наших соотечественников отдают предпочтение зарубежным лентам» начал свой мастер-класс Николай Куликов. Как измениться отечественной киноиндустрии? Известный сценарист поделился своим видением.
Во-первых, приступая к созданию кино, первый вопрос, который должен задавать себе каждый, «а смысл?». Нужно четко давать себя отчет, для чего создается та или иная кинокартина.
- Я вхожу в сценарную комиссию «Фонда кино», и мы вычитываем сценарии, которые приходят со всей страны. И, к сожалению, в большинстве случаев в этих работах вся история вертится вокруг 40-летнего героя, который хочет либо развестись, либо удавиться. И по большей части в этих сценариях нет ни содержания, ни смысла. Это никому неинтересно и не вызовет у зрителя никаких эмоций, - сокрушался Куликов.
Дискуссия о ценностях
Во-вторых, важно, чтобы в фильме была дискуссия о ценностях. Если в кино конфликтуют совершенно противоположные ценности, то такую картину смотреть всегда интересно. Причем, когда два персонажа отстаивают абсолютно разные мировоззрения, зрители могут равносильно принять обе точки зрения. И это еще один весомый фактор, которого не хватает российскому кино.
- Например, в «Экипаже» бьются две ценности. Одна за то, что нужно быть свободным и принимать креативные решения. А вторая – нужно поступать по инструкции, когда отвечаешь за жизнь двухсот пассажиров. И я уверен, что здесь и мнение зрителей разделится надвое. Или же другой пример – знаменитый супергеройский фильм «Темный рыцарь». Здесь главный герой Бэтмен придерживается позиции, что должен служить людям, потому что сами за себя они заступиться не смогут. А у его антипода Джокера другая ценность. Он считает, что раз люди считают их изгоями, не такими как все, то и они могут вести себя также по отношению к людям, - отметил сценарист.
Важно, что любой фильм должен нести высказывание о правильном устройстве мира. Если этого не происходит, значит, фильм недостойный.
Технически совершенным зарубежным фильмам мы можем противопоставить только глубокое внутреннее содержание наших киноработ
История из жизни
- Как появился мультик «Головоломка» - история об 11-летней школьнице и эмоциях, которые живут в ее голове? – обратился к аудитории Куликов. - У одного из авторов сценария дочка – ровесница главной героини мультфильма. А в этом возрасте, как известно, у детей меняется гормональный фон и начинается переходный период, когда с ними практически невозможно совладать. Такая же и история случилась и со сценаристом «Головоломки». Когда его дочка из ангела превратилась в пасмурную девочку, он понял, что об этом надо сделать фильм.
Еще одно важное правило, которым нужно пользоваться в процессе работы над фильмом – брать истории из собственной жизни и попытаться передать в картине те эмоции, которые вы сами же и пережили. Если вам кажется, что ваша жизнь скучна и неинтересна, то это большое заблуждение.
- Недавно мы написали сценарий к фильму «Я худею» о девушке, которая активно сбрасывает вес, чтобы вернуть парня. Как вы думаете, откуда у меня родилась эта история? Правильно, из собственной жизни. Когда-то я сам был очень массивным мужчиной и не понаслышке знаю, что такое сбросить десяток килограммов, - поделился спикер.
Российская фантастика безнадежна?
После лекционной части Николай Куликов ответил на вопросы воронежцев. К известному сценаристу обращались за советами, спрашивали о роли кризиса в отечественной киноиндустрии и о работе над его собственными сценариями. И в числе прочих прозвучал вопрос: «Почему в России не снимают качественную фантастику?»
- Многие пишут фантастические сценарии. Но делать фантастику – очень дорого. И, к сожалению, мы не можем противопоставить ни, предположим, «Дэдпулу», ни «Зверополису» никаких технических достижений. Однажды наш режиссер задался вопросом: «А есть ли в России те, кто может красиво метнуть нож?». И, оказалось, что таких нет. У нас нет школы каскадеров, которые могли бы бросить нож так, чтобы это выглядело эффектно. Поэтому технически совершенным зарубежным фильмам мы можем противопоставить только глубокое внутреннее содержание наших киноработ, - подытожил Николай Куликов.