«АиФ-Черноземье» поговорил об уникальных строениях XIX – начала XХ века с воронежским краеведом Антоном Позднуховым.
Не скупясь на красоту
Как поясняет краевед, для дореволюционной воронежской застройки характерны двухэтажные дома с кирпичным низом и деревянным верхом. Хотя такие здания считались рядовыми, фасад каждого из них был очень продуман и разнообразен. «Лицом» дома считались резные наличники. Причём в их форму закладывались особые символы, имеющие конкретное значение.
Владели такими домами горожане среднего достатка – мещане, мелкие купцы, учителя, губернские секретари, служащие... Одна из горожанок рассказывала, что её прадедушка – владелец как раз такого двухэтажного дома – в начале XX века служил бухгалтером. Так вот, на свою зарплату он мог содержать неработающую жену, троих детей, кроме того, на него работали две прислуги!
«По противопожарным нормам в Воронеже запрещалось возводить деревянные здания выше одного этажа, а пожары тогда случались часто, – продолжает Позднухов. – Потому и строили двухэтажные дома с кирпичным низом, к тому же дерево было дешевле кирпича, зато в деревянном доме микроклимат приятнее. На первом этаже, как правило, располагались хозяйственные помещения и комнаты для прислуги. А хозяева жили в верхней, деревянной части дома, где теплее. Протопить же полуподвальный этаж зимой было нелегко».
После революции все частные двухэтажные дома превратили в общие, многоквартирные. И до сих пор в некоторых из них живут семьи. По подсчётам краеведа, таких уникальных домов в Воронеже сохранилось около двух десятков. Многим из них не присвоен статус «памятника», а значит, они находятся под потенциальной угрозой сноса. Большинство же строений, представляющих дореволюционное деревянное зодчество, были разрушены в Великую Отечественную войну.
Уцелели чудом
Самыми яркими и красивыми домами той эпохи Антон Позднухов считает усадьбу Плотникова, а именно одноэтажный деревянный дом № 2 по ул. Никитинской – с мезонином в стиле классицизма, с карнизами на резных кронштейнах, и соседний двухэтажный дом № 4 – с кирпичным низом и деревянным верхом.
Дом № 2 был построен в 1883 году, хозяином усадьбы стал поручик Константин Маркович Плотников. Он служил в драгунском полку великого князя Константина Николаевича, во время Крымской войны, участвовал в обороне Севастополя.
Как пишет в своей книге «Здравствуй, старый дом!» краевед Павел Попов, сначала Константин Плотников задумал построить двухэтажный дом с мезонином, каменным низом и деревянным верхом. Проект дома он заказал архитектору Николаю Ястребову. Но архитектор городской управы Багалдин-Таищев «зарубил» эту задумку – строительный устав города запрещал строить мезонины с верхними деревянными этажами. Пришлось возвести дом одноэтажный, но с мезонином и мансардой.
Дом № 4, украшенный обильной резьбой, был построен в 1900-1903 годах, хозяином усадьбы был прокурор Воронежского окружного суда, статский советник Александр Осипович Либан.
Эти дома уцелели в войну, поскольку во время фашистской оккупации в здании с мезонином располагалось казино, а в соседнем доме – немецкий штаб. После освобождения Воронежа, с 1943 года, в доме № 4 обосновался советский военный штаб, туда же селили семьи офицеров и солдат. В обоих памятниках культуры до сих пор живут люди, однако если дом № 4 хорошо сохранился, то № 2 уже настолько ветх, что начал рассыпаться.
Кредит грязнулям
Дом купца Кораблинова на ул. Сиреневая, что в районе Адмиралтейской площади, поражает своими изящными деревянными узорами. Краеведы говорят, что в композиции и декорациях дома использовались средневековые и западноевропейские мотивы. Дом был построен в 1909 году и принадлежал купцу первой гильдии, почётному гражданину города Ивану Павловичу Кораблинову. В Воронеже он владел лакокрасочной фабрикой, складом стройматериалов и магазином у Щепного рынка с шикарной вывеской «Обои, лаки, краски».
Говорят, купец терпеть не мог мрачные фасады, облупившиеся стены и утопающие в грязи дворики. Поэтому с первым теплом ходил по дворам и укорял нерадивых хозяев, предлагая им со скидкой или в кредит свою продукцию.
Супруга купца, Мария Васильевна, отличалась необыкновенной хлебосольностью. Есть сведения, что у Кораблиновых рано умерла дочь, её заменила девочка-прислуга, которой затем было отписано всё имущество.
Там, где родился Бунин
Дом по проспекту Революции, 3 называют домом Бунина. Известный русский писатель Иван Алексеевич Бунин родился здесь 10 октября 1870 года. Дом тогда принадлежал губернаторской секретарше Анне Германовской, которая часть комнат сдавала в аренду. В одной из съёмных квартир и поселилась семья столбовых дворян Буниных, приехавшая в 1867 году в Воронеж, чтобы дать должное образование старшим детям.
В 1870 году это был одноэтажный, деревянный дом. Но уже вскоре, когда усадьбу приобрела жена отставного фельдшера Анна Фетисова, постройка существенно изменилась: деревянный сруб сделали вторым этажом, а первый этаж выложили из кирпича. Появились кирпичные флигели и пристройка между домом и внутренним корпусом на южной стороне. Затем при новом владельце, известном общественном деятеле и юристе Сергее Перовском, дом был расширен – появились парадный подъезд и дворовая пристройка.
В Великую Отечественную войну постройки сильно пострадали: сгорел северный флигель, разрушился южный, поменялась планировка двора и сада. При этом внешняя сторона со стороны улицы по-прежнему сохраняет облик конца XIX века – кирпичный низ и деревянный, обшитый тёсом верх.
Каждый – особенный
Двухэтажный полукирпичный-полудеревянный дом Медведевой на ул. Помяловского, 37 построен в 1914 году на месте снесённых усадебных построек, которые принадлежали жене надворного советника Марии Медведевой. Фасады дома выполнены в формах поздней эклектики и включают элементы классицизма, модерна, русского и неорусского стилей.
По ул. Урицкого, 35 сохранился одноэтажный дом священника Ивана Нигрова, который служил в Покровской церкви. Он не смирился с тем, что в начале 1920-х годов церковь временно закрыли, и организовал богослужения в привокзальном пакгаузе, за что был репрессирован.
По ул. Ленина, 110 располагается двухэтажный дом Егорова. Строение богато декорировано в русском стиле, а окна украшены лучковой перемычкой и наличниками. Это единственный дом, по словам Антона Позднухова, где сохранилась железная табличка «Русского страхового общества». Он был построен до революции, когда дома страховали. Но, к сожалению, имя и должность первого владельца усадьбы не известны.