О том, нужно ли сейчас, в век информационных технологий, знать грамматику и пунктуацию, «АиФ-Черноземье» поговорил с доцентом кафедры общего языкознания и стилистики ВГУ, кандидатом филологических наук Марьяной Розенфельд.
Ниже среднего
Анастасия Ходыкина, «АиФ-Черноземье»: Марьяна Яковлевна, многие считают, что уровень грамотности россиян упал. Так ли это?
Марьяна Розенфельд: Если проанализировать результаты словарных диктантов, которые мы проводим последние лет 15, не скажешь, что грамотность падает. В один год она выше, в другой — ниже. В целом участники образовательных акций показывают неплохие знания русского языка. Но это не всегда показатель, поскольку уровень сложности диктанта каждый год разный, а в акции участвуют всего 200-250 человек — это слишком малый срез, чтобы делать какие-то выводы. Среди участников, как правило, немало взрослых людей, которые и так пишут грамотно и просто хотят себя проверить.
Показателем могут быть курсанты, учащиеся техникумов, которые приходят на диктанты целыми курсами и не всегда по желанию. Тут, скажу честно, уровень невысок. Ещё пример. Этой осенью в школах мы устраивали День русского языка, проводили словарный диктант. Были очень слабые результаты.
Повторите, я записываю
— А вообще нужно ли сегодня быть грамотным, ведь компьютерные программы все за вами поправят?
— Никакие программы не совершенны, идеальную программу пока не придумали. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов технические средства. С одной стороны, они нас расслабляют, с другой — сами того не осознавая, в своём телефоне мы носим орфографический словарь, и это плюс. Вместе с тем, в соцсетях давно уже пренебрегают прописной буквой, изменяется функция точки, которая начинает восприниматься как знак агрессии. Не исключено, что впоследствии это приведёт к изменению облика текста, пунктуации и орфографии за пределами социальных сетей.
С детства нас учили, что нужно быть грамотным и изучать правила. Грамотность — это имидж человека. Если мы приходим устраиваться на работу и допускаем одну орфографическую ошибку — это пустяк, а если сделаем их много и разных, это может сослужить дурную службу в карьере, ведь на что годится специалист, за много лет учёбы не осиливший правил орфографии и пунктуации?
Но я бы не сосредоточивалась только на правописании, ведь норм языка гораздо больше — это и ударение, и лексика, и логика, и умение понимать тексты. Исходя из моей практики, скажу, что далеко не каждый студент сейчас знает, что означает и откуда произошли те же фразеологизмы «я умываю руки» или «пошла писать губерния». Незнание значений слов демонстрирует отсутствие базовой культуры, и это меня беспокоит больше ошибок. Думаю, если и бить тревогу, то из-за очень низкого культурного уровня современной молодёжи.
— Есть такое понятие — языковое чутьё. Можно родиться с ним и быть грамотным, либо ничего не выйдет без изучения правил?
— Да, можно. Феномен природной грамотности малообъясним, одна из версий ее появления — хорошая зрительная память. Она развита обычно у тех, кто много читает и запоминает написание слов и пунктуационные ходы…
— В чём же причина языковых ошибок? Люди стали меньше читать?
— Да, это можно назвать одной из причин неграмотности. К тому же русская орфография сложна, орфографические нормы жёстки. Причём такие жёсткие нормы сформировались в советское время, до революции они были более демократичными.
Нередко причина орфографических ошибок — отсутствие глубокого понимания, почему вот именно так нужно писать слово. Частые ошибки в одних и тех же словах могут свидетельствовать и о том, что язык начинает меняться. Например, ещё 30 лет назад не было такого вала ошибок, связанных со склонениями числительных, а теперь редкий студент просклоняет их правильно. Меняется и ударение. Например, в 1960-е годы ударение на втором слоге в слове «творог» было нормой, а уже в 90-е оба варианта — «твόрог и «творόг» — были равноправными, а сейчас произношение «твόрог» считается основным. Такие изменения всегда плавные, обязательно должна быть стадия равенства вариантов.
Культурный выход
— Как вы считаете, влияет ли на снижение грамотности методика преподавания русского языка сегодня?
— Я не из тех, кто является противником ЕГЭ. Но школьное гуманитарное образование очень сильно сейчас нацелено на сдачу ОГЭ и ЕГЭ, и уроки сводятся к подготовке к механическому действию. Совсем другая подготовка и знания были, когда на выпускных экзаменах писали сочинение и сдавали устный русский.
Чем восполнить пробел? Телевидение в культурном смысле потеряно — оно встало на рельсы политической пропаганды, скандала, конфликта и опять же плохой речи. Однако с просвещением в России дела совсем не плохи. В интернете есть чудесные культурные порталы, лекции, интеллектуальные игры. Проблема с посредником, который ко всему этому приведёт ребёнка. Я по-старинке думаю, что ключевую роль в воспитании играет семья. Сама, например, в детстве много гуманитарной информации получила от родителей, за завтраком они нередко обсуждали книги, кино, дома была хорошая библиотека.
— Можно ли привить человеку любовь к грамотному слову и письму? И как это сделать?
— Думаю, человеку можно привить любовь ко всему, в том числе и к этому. Это прекрасно, если в детстве встретится хорошая учительница, а в вузе — преподаватель. Остальное — акции, конкурсы, городские мероприятия — я тоже не сбрасываю со счетов. Ежегодная акция по привлечению внимания к грамотности «Тотальный диктант» становится год от года популярнее. Всё это понемногу начинает влиять на общий культурный и образовательный уровень россиян.
Смотрите также:
- «Уровень грамотности упал еще 20 лет назад». Учитель о состоянии языка →
- Нина Блохина: "Скифы исчезли именно потому, что утратили свой язык" →
- «Великий и могучий»: Мода на грамотность не стареет →