1644

Где великий и могучий? Как сохранить русский язык

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. Аиф-Липецк 17/06/2015

Бытует мнение, что русский язык переживает кризис. Стало модным заменять русские слова иностранными, а на количество ошибок почти никто не обращает внимания. Как в такой ситуации сохранить «великий и могучий»? 

Проблема – в обществе

– Елена Александровна, действительно ли русский язык переживает кризис?

– Сегодня в нашем языке много негативных тенденций. В первую очередь – это широкое распространение иноязычных слов. Причём англицизмов и американизмов в нашу речь попадает так много, что мы даже не успеваем их осмыслить. А ведь многие из этих заимствований не нужны русскому языку. Они не обозначают никаких новых предметов или явлений. Это просто дубликаты наших слов. Так, «сэйл» – не что иное, как «распродажа», а «лук» – «внешний вид». Использовать такие слова в речи нежелательно. К факторам, негативно влияющим на язык, относится и распространение просторечной, вульгарной, жаргонной лексики, сквернословий, а также снижение грамотности и культуры речи носителей языка. Но это не кризис языка. Это кризис общества. Смотрите сами, язык – зеркало общества. Если человек, переживающий душевный кризис, подойдёт к зеркалу, оно отра­зит кризис этого человека. При этом у самого зеркала кризиса нет.

– Получается, русский язык развивается. Как это происходит?

– Учёные выделяют три вида языкового развития: спокойное, интенсивное и бурное. Сейчас идёт бурное развитие. Оно связано с коренными переменами в обществе, с переходом от одной формации к другой. В нашей истории такое было после Октябрьской революции. И то, что происходит с языком сейчас, уходит корнями в конец 80–х.

Стали грамотнее?

–  Способно ли подрастающее поколение сохранить богатство русского языка?

– Я думаю, способно. Недавно я присутствовала на награждении победителей и призёров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по многим предметам, в том числе по русскому языку. И поняла, что ребят, хорошо знающих русский язык, очень много. Причём двое наших школьников стали победителями заключительного этапа. Но, я считаю, всё равно школьная подготовка должна быть лучше. Сейчас школьники практически не читают произведений на образцовом русском языке. А чтение – основа грамотности. Поэтому учителям русского нужно серьёзнее готовить учеников. Хорошо, что вернулось сочинение, оно хотя бы заставит школьников взяться за книги.

– Но ведь ЕГЭ наши ребята сдали лучше, чем в предыдущие годы…

– Конечно, к ЕГЭ сейчас серьёзно готовят выпускников. Но следует понимать, что и сам экзамен изменился: из него убрали сложные теоретические задания. Текстов в этом году было меньше, и они были проще для понимания, чем раньше. В этом году было много слабых работ. Правда, что все они – наших выпускников, утверждать не могу, т. к. мы проверяем и работы из других регионов.

Законы не работают?

– Как возродить интерес к русскому языку?

– Я уже проводила аналогию сегодняшнего развития языка с послереволюционным периодом. Тогда в языке наблюдались схожие негативные тенденции: расшатывание норм, общее снижение культуры речи. Но к 30–м гг. усилиями учёных–филологов, учителей, писателей ситуацию удалось изменить. Сейчас нужно нечто подобное. Наши филологи должны объединиться, исследовать происходящие в языке процессы и разработать рекомендации по повышению культуры речи населения. Художественная литература, к сожалению, утратила свою роль законодателя норм русского литературного языка. Ориентиры теперь – телевидение, Интернет и средства массовой информации. Поэтому на СМИ ложится большая ответственность. Они должны не только затрагивать проблемы культуры речи, разбудить в обществе интерес к родному слову, но и стать языковым эталоном. Чтобы люди поняли, что владеть русским языком не только нужно, но и престижно.

– Учёные, учителя, СМИ – всё это хорошо, но неужели на эту проблему не должно обратить внимание государство?

– Русский язык – государственный, существуют законы, охраняющие его. Но не хватает контроля за соблюдением этих законов. Не хватает целенаправленной языковой политики, которая была в 30–е гг.

Государству нужно внимательнее относиться к русскому языку – и как к школьному предмету, и как к средству общения. Проводить различные акции, направленные на улучшение владения русским языком, регулярные экзамены на знание языка не только для мигрантов, но и для коренных россиян. Конечно, русский язык не умирает, есть люди, хорошо им владеющие, даже среди школьников, но хотелось бы, чтобы таких людей стало больше, чтобы мы вернули себе статус «самой читающей страны». А добиться этого без господдержки будет сложно.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах