Между тем недорогой и уже доказавший свою эффективность метод очистки водоёмов наших чиновников почему–то не интересует.
Зелёными по сине–зелёным
Печальное состояние воронежского «моря» – едва ли не главная экологическая беда города–миллионника, а гниение масловского затона поставило под вопрос будущее целого микрорайона. Зато в других регионах судьба цветущих водоёмов благополучно меняется к лучшему. Метод альголизации – очищение воды с помощью мельчайшей водоросли–хлореллы – успешно применяется в Москве, Подмосковье, Самаре, Казани, Свердловской области, Башкирии, Санкт–Петербурге, Ленинградской области и т. д. Так, за три года было очищено Матырское водохранилище в соседней Липецкой области. Причём эту технологию можно применять в водоёмах любого размера.
Чуда здесь нет, всё дело в извечной борьбе между хлореллой и ядовитыми сине–зелёными водорослями. Зимой хлореллы запускают под лёд. Весной они активно растут и размножаются, начинается фотосинтез – формирование белка из неорганических соединений с помощью углекислого газа и солнечного света. При этом активно выделяется кислород и потребляются соединения азота и фосфора, железо, медь, цинк – всё, чем загрязнена вода. И чем она грязнее, тем лучше – быстрее размножается хлорелла. Потребляя свет и неорганику, она лишает питания своих сине–зелёных соперников и заставляет их отступить.
Хлореллы очень богаты белком – ими с удовольствием питается зоопланктон, которым, в свою очередь, лакомится рыба. Так что, в отличие от ядовитых сине–зелёных, вся лишняя хлорелла уходит на корм. Кроме того, она выделяет пробиотики, которые не дают развиваться в воде патогенной микрофлоре.
Новый метод и особый штамм хлорелл создал учёный Николай Богданов. А 10 лет назад первые установки для размножения водорослей и патент на штамм купило воронежское научно–производственное объединение «Альгобиотехнология». С тех пор его специалисты совместно с первооткрывателем создали ещё три планктонных штамма – они не оседают на дне, а постоянно кочуют в толще воды, где больше света.
Нет пророка в отечестве
– Технология может очистить Воронежское водохранилище за один сезон, – уверен Владимир Лухтанов, гендиректор НПО «Альгобиотехнология». – А для того, чтобы сине–зелёные водоросли не вернулись в водоём, нужно работать четыре года.
Недавно полный курс «лечения» прошло Белоярское водохранилище. До 2010 года с мая по август невыносимая вонь не давала жителям 30–тысячного города Заречный подойти к берегу. Но уже в первый год применения метода горожане начали купаться.
Зато в Воронеже чиновники предпочитают не замечать этот уникальный опыт. А ведь организация много раз предлагала оздоровить местное «море».
– Сменилось три руководителя областного управления экологии, но достучаться ни до одного из них не удалось, – говорит Владимир Лухтанов.
В 2012 году НПО даже организовало и профинансировало научную конференцию, посвящённую 40–летию водохранилища. На ней в поддержку нового метода выступил известный эколог – академик Валерий Петросян, президент центра «Экология и здоровье». Но единственным итогом стало создание 3–D карты водохранилища – теперь, зайдя на сайт департамента природных ресурсов, все желающие могут полюбоваться на гнилое «море» с высоты птичьего полёта. Год назад, когда разыгралась масловская драма, специалисты «Альгобиотехнологии» были готовы взяться за спасение реки Тавровки, которое бы обошлось бюджету всего в 1 млн руб. Вместо этого чиновники потратили в полтора раза большую сумму на создание проекта углубления водоёма. Не трудно предположить, в какие деньги выльются сами работы. Но, видимо, осваивать бюджет с таким размахом гораздо интереснее…
Смотрите также:
- Что водится в тихих омутах воронежского водохранилища →
- Можно ли спасти воронежское водохранилище →
- Как мы убиваем наши реки и родники? →