Ветерана Великой Отечественной, автора книги "Война, какой она была" Петра Алексеевича Михина дома не застать: сегодня - презентация книги, завтра - встреча с молодежью. Накануне 65-й годовщины Курской битвы государство, как водится, вспомнило о ветеранах.
Он не забывает о боевых товарищах никогда. Имена однополчан до сих пор хранятся в памяти. А их образы оживают на страницах книг и в устных рассказах. И, глядя на горящие глаза молодых слушателей, писатель, вопреки всем разговорам об упадке патриотизма, уверен: сегодняшние мальчишки тоже пошли бы с ним в разведку...
"Молодежь и сегодня пошла бы со мной в разведку"
- Петр Алексеевич, многие ветераны сегодня жалуются на отсутствие понимания со стороны молодого поколения. Вам приходилось бывать в самых разных молодежных аудиториях. Как впечатление?
- Хорошее. Знаете, тут ведь многое зависит от выступающего, от того, что у него есть сказать. Я, когда прихожу на встречи, рассказываю, как воевал. Молодым людям нравится, они становятся как бы участниками событий, глаза загораются, и я вижу - они бы и сейчас за мной пошли, - улыбается Петр Алексеевич.
- В вашей книге поразило, что вы, узнав о начале войны, прямо с экзамена отправились записываться добровольцами на фронт. Думаете, нынешнее молодое поколение на подобное способно?
- На такой, наверное, уже нет. Существенная часть молодежи настроена на легкие завоевания, деньги. Хотя во время тех же событий в Южной Осетии у наших людей уже поднималась злость, рождалось желание защитить честь страны, восстановить справедливость. И у тех, кто пошел добровольцами, и у тех, кто служит в армии, настрой был патриотический. Кстати, мне не раз приходилось выступать перед контрактниками. Замечательные ребята, очень серьезные, профессиональные.
- А как же разговоры об упадке российской армии?
- Это только разговоры, причем людей не очень сведущих. Наша армия по-прежнему боеспособна. Я верю в нее и считаю, что, если понадобится, она будет воевать хорошо. Да и весь наш народ сможет постоять за себя, за Родину.
Обижают не грузины, а главари
- Недавно в связи с трагедией в Южной Осетии прозвучали страшные слова о начале третьей мировой. Сердце не екнуло?
- Конечно, екнуло. И осетин было жалко, и наших миротворцев, которые первыми приняли удар на себя. И меня очень порадовало руководство страны, которое не стало деликатничать, а ответило на действия агрессоров - Грузии и Америки.
- А чувства обиды нет? Ведь в Великую Отечественную воевали все вместе, а сейчас грузины видят в России врага....
- Жаль, конечно. У нас была единая, мощная страна, и все национальности в войну сражались плечом к плечу, один за всех и все за одного. Но, мне кажется, простые люди в Грузии и других странах и сейчас не имеют ничего против русских. Это местные князьки проводят такую политику, чтобы самим хозяйничать. И, когда говорят, что Украина поддерживает Грузию, надо делать оговорку: не Украина - главари!
- Петр Алексеевич, то, как в республиках бывшего СССР, особенно прибалтийских, относятся к нашим ветеранам ВОВ - отдельная тема. Но ведь и среди нашей молодежи можно услышать фразы вроде: " Да какие это фронтовики? Те, кто по-настоящему воевал, погиб на фронте". Что бы вы ответили на такие заявления?
- Знаете, определенная доля правды в них все-таки есть. Потому что на войне воевали далеко не все. Например, есть дивизия - 10 тысяч человек. Из них под огнем сражаются только 4 тысячи. А оставшиеся 6 находятся в тылу, обеспечивают продовольствием, что-то привозят и так далее. Многие из этих людей ни разу не были ранены, а солдаты на передовой жили в постоянном аду, мало кто из них вернулся домой. Поэтому сегодня я бы делил ветеранов на тех, кто непосредственно воевал, и тех, кто был в тылу. Конечно, они делали большое и важное дело, но опасности все же подвергались меньше.
- А в целом, на ваш взгляд, ветеранам сегодня внимания достаточно уделяется?
- С одной стороны, вроде бы уделяется. Но часто получается так, что, когда распоряжения высшего руководства страны доходят до местного уровня, чиновник становится выше ветерана. Николай Иванович Гребнев во вступлении к сборнику рассказов, который вышел к юбилею Курской битвы, рассказывает такую историю: привозит он одного из авторов-инвалида ВОВ в Фонд социальной защиты получать путевку в санаторий. Инвалид открывает дверь кабинета чиновника и слышит: " Что такое, почему без спроса?! А ну, марш назад!". Ветеран опешил, но потом все же ответил: "Во-первых, я на костылях тут не повернусь, во-вторых, я не привык назад ходить, я вперед все время ходил".
Однажды я даже в разговоре с одним высокопоставленным лицом сказал: "Знаете, что нам стоило уничтожить пушку, из которой немцы на Курской дуге положили столько наших ребят? А теперь посчитайте, сколько стоит государству ванна, которую пообещали сменить ветеранам, но не сменили?". Да что нам эти ванны и даже машины?! Я перед Курской битвой "языка" взял, которого до меня 250 человек достать не могли. Вот тогда была настоящая радость!