Финансовый кризис сейчас тема номер один в масс-медиа. Экономические аналитики, заскучавшие в предыдущие "сытые" годы, снова оказались в центре внимания. Однако от кризиса могут выиграть не только они, но и отечественная экономика! Каким образом? Об этом рассказывает заведующий кафедрой государственного и муниципального управления КГУ Владимир СЛАТИНОВ.
Если Америка упадет, России будет больно
- Владимир Борисович, первая волна кризиса привела к обвалу фондовых рынков. Вторая, по прогнозам специалистов, коснется среднего и малого бизнеса. А затронет ли, по вашему мнению, кризис простых граждан?
- Он их уже затронул. Условия кредитования по ипотеке ухудшились, взять кредит, особенно долгосрочный, стало сложнее. Условия кредитования бизнеса в ближайшее время тоже ухудшатся. Дальше денег в стране станет меньше. У всех. Главная интрига только в том, какой будет глубина падения.
- Каковы ваши прогнозы на этот счет?
- Глубина кризиса в России в значительной степени зависит от глобальных процессов. Если американская экономика, которая являлась модератором экономического роста последние 8-10 лет, упадет очень сильно, это рикошетом ударит по мировой экономике. Мы будем наблюдать глобальное снижение мирового спроса, в том числе на товары российского сырьевого экспорта. Напомню: наш бюджет на ближайшие 3 года сверстан на достаточно оптимистичных прогнозах. Специалисты говорят о том, что ощутимым для нашей финансово-экономической системы будет падение цен на нефть ниже 70 долларов за баррель. Падение ниже 50 будет критическим. Это значит, что те большие резервы, которые у нас пока есть, будут проедены достаточно быстро.
Об игре мышцами
- И как Россия может избежать этой ситуации?
- Для этого необходимо сделать то, о чем стало немодно говорить в рамках победной риторики, господствующей сегодня в стране. Во-первых, создать диверсифицированную экономику, которой у нас до сих пор нет, и как можно быстрее "слезать с нефтяной иглы". Во-вторых, построить суверенную финансовую систему, из-за отсутствия которой мы очень зависим от мировой конъюнктуры.
Финансовый кризис у нас сегодня возник потому, что все крупные российские банки кредитовались на Западе. Все эти годы мы кредитовали западную экономику и одновременно произносили мюнхенские речи. Сегодня России необходимо найти золотую середину как в степени интеграции в мировой рынок, так и в отношениях с Западом в целом. Не забывать о национальной гордости, о национальных интересах, но мышцами без повода не играть. Без мировых инвестиций и без мирового рынка мы все равно не проживем.
- Что Россия кроме природных богатств может предложить миру?
- Мы можем занять нишу на мировом авиакосмическом рынке. У нас очень перспективное энергетическое машиностроение. Из-за роста мировых цен мощный толчок получило сельское хозяйство. Парадоксально, но в условиях мирового кризиса из-за снижения конкуренции в некоторых сегментах мирового рынка Россия может даже выиграть. Вопрос только в том, как мы сумеем распорядиться своими преимуществами.
Сегодня страна стоит у некой развилки: идти по пути "огосударствления" экономики или включать рыночные механизмы регулирования. Если мы пойдем по пути дальнейшего укрепления госкорпораций, положительный результат, на мой взгляд, под большим вопросом. Для того чтобы выйти из кризиса с обновленной экономикой, требуется активизация механизмов рынка и, как ни парадоксально, существенная политическая либерализация. Способна ли нынешняя правящая элита на это пойти? Лично у меня большие сомнения. По логике нашего развития в последние несколько лет, как ни печально, усиление государственного вмешательства гораздо более вероятно. Однако окончательный выбор руководством страны еще не сделан. Поэтому, какой будет российская экономика через несколько лет, предугадать сейчас не может никто.