15

Коммунальный крест

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16 16/04/2008

Слушания по проблемам реформирования ЖКХ проводятся вот уже лет десять на областном и городском уровнях власти. На прошлой неделе депутаты Липецкого горсовета в очередной раз обсуждали, что же мешает гражданам получать качественные коммунальные услуги, отчего они досаждают жалобами должностным лицам. Общее направление выступлений: дайте денег и побольше.

Звучали следующие цифры: для того чтобы привести жилищно-коммунальное хозяйство в нормальное состояние, требуется от 5 до почти 20 млрд руб. Только на поддержание коммунальных сетей и агрегатов в рабочем состоянии ежегодно расходуется, по словам директора Липецкой городской энергетической компании (ЛГЭК) Владислава СМИРНОВА, 250 млн руб., из них 100 млн - это чистая прибыль предприятия. При этом Смирнов сделал упор на том, что, несмотря на прибыль, дивиденды не выплачиваются, а все целиком вкладываются в развитие. Мол, вот такие сознательные и великодушные акционеры ради блага простых липчан отказались от миллионов.

Но собственники ЛГЭК - это на 49% муниципальные предприятия (Водоканал, Тепловые и Электрические сети) и некая кипрская компания, которая год назад перекупила 51-процентный пакет акций у меткомбината. По сообщениям СМИ, кипрская компания контролируется миллиардером Владимиром Лисиным.

До сих пор разумом не понять, с чего вдруг мэрия сделала подарок в виде контрольного пакета акций. 4 года назад могучий и богатый меткомбинат получил 51% Липецкой городской энергетической компании (ЛГЭК), которая была учреждена для управления коммунальными сетями Липецка. По решению городских властей МУПы передали в аренду ЛГЭК свое имущество (без конкурса и инвестиционных условий), и вместо оказания услуг ныне у них основный вид деятельности - сдача имущества в аренду.

В других регионах власти проводили конкурс на право рулить муниципальной энергетикой. К примеру, в Воронеже управляющая компания получила энергетику под обязательство вложить в ее развитие миллиард рублей. А в Липецке без каких-либо условий и вразрез с антимонопольным законодательством передали коммуналку города в аренду только что созданному обществу с ограниченной ответственностью.

За 4 года расходы меткомбината на эту структуру составили 900 тыс. руб., внесенных в уставный капитал, исключительно портфельные инвестиции. Ни дополнительных средств на модернизацию, ни качества поставляемых коммунальных услуг, ни снижения их себестоимости липчане не получили. Все ремонты, как подтвердили в областном управлении энергетики и тарифов (УЭиТ), проводились за счет собранных с горожан платежей или кредитов, погашаемых опять же за счет тарифа.

Продав 51-процетный пакет, комбинат получил доход. Но эти 100 млн руб. - упущенная выгода липецкого бюджета. Их можно было вложить в развитие коммуналки.

И это не единственный случай упущенной выгоды. На слушаниях то и дело звучало: неплатежи, небалансы. Смирнов потребовал ввести норматив потребления электроэнергии не по среднему значению, а по максимальному. Состоятельным гражданам, потребляющим много электроэнергии, выгоднее платить по нормативу, и за год набегает 50-70 млн руб., которые покрывают за счет бюджета. И такая ситуация продолжается уже много лет и будет длиться, до тех пор пока правительство не изменит закон.

Но это проблема могла быть решена еще 3 года назад в течение нескольких месяцев. Для этого можно было бы воспользоваться средствами фонда энергосбережения и организованно поставить электросчетчики всем потребителям, у которых их не было. ЛГЭК сберегло бы бюджету по крайне мере 150 млн руб. А еще Сизоненко пожаловался, что в городе пустует 14 тыс. квартир, владельцы которых задолжали бюджету почти 19 млн руб. И он не знает, как их собрать.

И не было ни одного упоминания о новых технических решениях и альтернативных, возобновляемых источниках энергии. Рассуждения проходили на уровне "копай глубже и кидай дальше".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах