С 9 января стоимость проезда в липецком муниципальном транспорте увеличена на 2 рубля и приравнена к ценам на коммерческих маршрутах: 10 рублей за проезд. Так городские чиновники от транспорта поздравили липчан и гостей города с наступившим Новым годом.
Впрочем, подобные "сюрпризы" в Липецке научились "заворачивать" в блестящую мишуру упаковки. Буквально за несколько дней до 1 января 2009 года по всем местным телеканалам прошли сюжеты о приобретении для муниципальных транспортных предприятий 17 современных автобусов и 5 троллейбусов.
Двойные стандарты
В прошлогоднем ноябрьском номере "АиФ-Липецк" в материале "Плюс два рубля за комфорт" рассказали о том, как в областном центре поднимали стоимость проезда в коммерческом транспорте на те же 2 рубля. Шум вокруг пресловутой "суммы" поднялся впечатляющий.
Напомним читателям, что автовладельцы "маршруток" доказывали: реальная себестоимость одной поездки пассажира не ниже 10 рублей. Ссылались при этом на запредельные цены на запасные части, дорогие ГСМ, невозможность оплачивать лизинговые и банковские платежи. А вот чиновники приводили другие цифры: себестоимость поездки - 8 рублей 70 копеек. Порешили на том, что билет все же будет стоить 10 рублей, но один рубль из них закладывается на будущее приобретение частными автоперевозчиками, согласно заключенному с департаментом городского транспорта соглашению, в 2009 году новых комфортабельных автобусов. Заместитель начальника облуправления тарифов и энергетики Николай КИРЕЕВ тогда пояснил: "Цена одной поездки увеличена на два рубля с целью снижения убыточности немуниципального транспорта и в соответствии с совместным соглашением".
Руководитель департамента транспорта г. Липецка Николай Новиков был в высказываниях также принципиален: "В отличие от частных автоперевозчиков стоимость билетов в муниципальном транспорте подниматься не будет и по-прежнему составит 8 рублей", при этом скромно добавив: "По крайней мере в этом году". С тех "далеких времен" прошло лишь полтора месяца, и вот уже городской департамент ратует о повышении стоимости проезда в муниципальном транспорте.
Своя арифметика
Что же изменилось на дорогах областного центра, заставив так резко, на 20%, повысить стоимость билетов в муниципальном транспорте? Дороги вроде те же, разве что припорошены снегом. "Повышение тарифа обусловлено ростом затрат на перевозку пассажиров", - утверждает начальник финансового отдела городского департамента транспорта Галина ПОНОМАРЕВА и далее приводит знакомые обоснования: "Произошел резкий рост цен на запасные части - на 25%. Подорожание ГСМ по сравнению с предыдущим годом составило 60%".
При этом транспортные чиновники сами себе противоречат. Так, Николай Новиков приводит следующие данные: "За 6 последних лет за счет городского бюджета парк пассажирского транспорта обновился на 223 единицы, что позволит в скором времени полностью заменить отслужившие по 18 лет "Икарусы". По логике, и запасных частей теперь меньше закупать нужно. Что касается топлива, то оно, на радость автовладельцам, значительно подешевело.
В двух крупных муниципальных предприятиях МУП ЛПТП и МУП ГЭТ работают почти две тысячи человек. Далеко не все они водители, кондукторы, ремонтники. Средняя зарплата составляет 20 тысяч рублей. Недешево обходится содержание двух крупных производственных баз. Галина Пономарева приводит эти доводы, рассказывает об убыточных садоводческих маршрутах и резюмирует: "С учетом всех подорожаний себестоимость поездки в муниципальном транспорте составляет сегодня 11 рублей, но липчане будут платить только 10. Разницу в 1 рубль с каждого билета возместит городской бюджет". Можно подумать, что есть такой мифический дядя по имени "Городской бюджет", а не с нас с вами собранные в виде налогов деньги.
Пытаясь подсластить новогоднюю "пилюлю", власти объявили, что стоимость проездных билетов меняться не будет. Фактически они переведены в разряд льготных. Опять же за счет бюджета. Стоимость проездного для учащихся по-прежнему составляет 260 рублей, для школьников из малообеспеченных семей - 115 рублей. Право на бесплатный проезд оставлен для школьников из многодетных семей.
Кто теперь первым и когда объявит об очередном взлете цен на билеты? По "закону" липецкого комедийного жанра эта прерогатива отдана коммерсантам, а там кто знает...