В ходе фестиваля российских и итальянских фильмов, прошедшего недавно в Липецке, режиссёр Сергей Говорухин представил свой первый художественный фильм "Никто, кроме нас..." по своей одноимённой повести. Картина, по точному определению автора, оказалась по стилю "советской" и на любимую народом тему - "о любви".
Но счастливая любовная история Евгения Левашова не самоцель, а всего лишь контрастный фон для небольшого военного сюжета. Фактически, получилась "Война и мир" середины 1990-гг.
Открытый финал
Журналист Левашов покидает любимую женщину и улетает в Таджикистан снимать боевые действия. Он считает своим долгом сделать фильм о войне, которую ведут войска, а страна не замечает. Накануне отъезда он звонит матери и говорит, что улетает в Арктику, но она догадывается, что куда он отправляется. Его отец тоже корреспондент, погиб лет двадцать назад на одной из таких советских войнушек.
Режиссёр, как и его герой, пытается доказать, что война "полезна" в интересах государства.
- С 1979 года, когда советские войска вошли в Афганистан, не прекращаются боевые действия за пределами России с участием России и на её территории, - считает Сергей Говорухин. - Война в Таджикистане стала продолжением афганской. Нужно было защищать наши южные границы от моджахедов и наркоторговцев. У нас просто не было другого выбора.
Левашов вместе с группой военных идёт на задание и попадает в засаду. Оппозиционные таджики уничтожают отряд, а он получает ранение в ногу и прячется среди камней. И, то ли в забытьи, то ли в предсмертный час, исполняется его давняя мечта, он лежит в воде Мёртвого моря и читает газету. Сам режиссёр отказался ответить на вопрос зрителей: погиб герой или остался жив? И только пояснил, что финал - открытый.
За фильмом стоит большой личный опыт Сергея Говорухина. В качестве военного корреспондента он вёл съёмки в зоне боевых действий в Таджикистане, Чечне, Афганистане и Югославии. В 1995 году в результате тяжёлого ранения он потерял ногу, но холодно относится к рассуждениям о патриотизме. Это не просто затасканное слово, он согласен с известной формулой "патриотизм - последнее прибежище для негодяев". Именно они превратили это святое чувство в разменную монету. Военная тема оказалась благодатной разменной деньгой для дельцов от кино, которые никогда не бывали в зоне боевых действий, не пропустили через себя эту тему, но снимают фильмы.
- Такое кино со спецэффектами вместо характеров и искренних эмоций мне неинтересно, - подчеркнул он. - Мы на войну-то уезжали не потому, что нам адреналина не хватало, а потому, что элементарно скучали по человеческим отношениям, которые для этого мира большая редкость".
Коммерция губит кино
Сергей Говорухин признался, что долго и мучительно снимает новый фильм по своей повести "Мутный материк" и надеется его закончить в следующем году. И дальше он никаких перспектив для себя в новом кинематографическом пространстве не видит.
Недавно создан Совет по кинематографии, и все деньги, которые выделяло государство на производство фильмов, будет распределять этот совет.
- Всё будет сосредоточено в руках Михалкова, и он по своим - по Бондарчукам, по Кончаловским-младшим и прочим - будет раздавать средства, а они будут снимать фильмы про "Антикиллеров", "Обитаемые острова" и так далее, - считает С. Говорухин. - В год будут выходить 15-20 "кассовых" картин с хорошим бюджетом. Смотреть это кино всё равно никто не будет - но это не важно, зато люди хорошо погреют на этом руки, потому что они снимают с одной конкретной целью - на этом заработать.
И он привёл примеры, когда коммерция убивает художника.
- Режиссёр Бортко пока не понял, что кино - это средство для покупки дорогих машин и квартир, снимал очень приличные фильмы: и "Собачье сердце", и "Афганский излом", и "Единожды солгав".
Так же и с Владимиром Хотиненко, который снял в 1988 году совершенно шедевральный фильм "Зеркало для героя": его просто бери и ставь на полку сокровищницы мирового кино. А сейчас у них всё решают деньги, они не дают спокойно спать по ночам и порождают безумные творческие мысли"...