Куклы из травы и осоки
Улыбчивая и жизнерадостная хозяйка этой квартиры - Вера Николаевна СОКОЛОВА - растениями увлекалась с детства. На всех детских фотографиях маленькая девочка изображена с букетиком цветов. По профессии Вера Николаевна учитель английского и немецкого языков. 17 лет проработала техническим переводчиком солидного журнала Академии наук. А в 38 решила изменить профессию. Оставила прежнюю работу и занялась новым делом - фитодизайном. Позже окончила курсы по плетению из лозы, травы и соломки. Видимо, дали о себе знать корни, наследственность. Вся семья Соколовых мастеровитая, каждый владел ремеслом. Прадедушка Веры Николаевны плел севалки из соломы, прабабушка шила тряпичных кукол. Бабушка по отцу была кружевницей, другая бабушка - швеей (кстати, собирала сухоцветы: сохранился молитвослов бабушки, в который вложены сухие растения - сирень, маргаритки, листики пиона, им уже лет сто). Да и деды: один был сапожником, шил отличные сапоги, другой - часовщиком. Старшая сестра занимается лоскутным шитьем, сын учится на худграфе ОГУ, будущий художник по резьбе по дереву.
Первой работой была кукла из осоки. "Осока - трава жесткая, - говорит Вера Николаевна, - игрушку сделала легко. Сейчас кукла хранится в Ильинском народном музее в парке "Орловское Полесье".
Уже в первых изделиях проявилось стремление мастерицы к фольклорному стилю. Образы, идеи, творческий порыв и вдохновение искала и находила она в народной культуре, в природе-матушке. Читала специальные журналы, книги. Многому научила наставница, преподаватель, знаток русского фольклора Галина Александровна Яхина.
- Поначалу я работала над изделиями из травы - осоки, ириса, - рассказывает Вера Николаевна. - Работы демонстрировались на различных выставках. Позже преподаватели орловской школы изобразительных искусств и народных ремесел Эдуард Игнатьевич и Маргарита Максимовна Галактионовы предложили заняться соломой. Я попробовала, получилось. На Руси ведь плетением из соломы занимались издавна - не одну тысячу лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе животворящую силу природы.
Все дело в пропорции
Заготовки для изделий Вера Николаевна делает сама, помогает папа Николай Антонович. Траву, солому собирает летом на поле. Солома годится не всякая. Ячменная, например, твердая, ломкая. Лучше всего ржаная, она мягче всякой другой и лучше поддается обработке.
- Колоски лучше собирать до появления пыльцы на тычинках, тогда они лучше сохраняют цвет и не рассыпаются, - поясняет моя собеседница. - Приношу природный материал домой и кладу на солнце высушивать. На солнце солома золотого блеска набирается. Храню ее в картонных коробках в кладовке. Перед работой солома вымачивается, становится податливой и мягкой. Это такой материал, которому украшений не нужно: все дело в размере, в пропорции. Искусство тогда хорошо, когда перебору нет. Самый простой плетешек - косичка из трех соломин. Есть плоское плетение, объемное и соломенная скульптура.
Вера Николаевна демонстрирует один из видов плетения: берет горсть соломинок, подравнивает их и почти неуловимыми движениями скручивает в жгут. Каждое изделие требует упорства, трудолюбия, терпения. Искусное владение приемами плетения, врожденный художественный вкус, изобретательность и фантазия, творческий порыв необходимы при изготовлении сложных скульптур.
У мастерицы есть свои ученики. Она участница конкурсов, выставок и ярмарок народных промыслов. В 2005 году, например, принимала участие во второй Международной ярмарке ремесел, которая проходила в Москве. Ее куклы традиционно представлены на празднике "Троицкие хороводы", который проходит в национальном парке "Орловское Полесье".
Древо жизни и кукушкин крест
...Мы листаем фотоальбом с изображениями лучших работ Веры Николаевны. О каждой из них она готова рассказывать долго. Вот сказочное древо жизни, соединяющее небо с землей; нарядная Масленица, кукушкин крест. Это воин с бородой, в кольчуге на золотом коне (работа выполнена специально на творческий конкурс, объявленный в этом году Союзом писателей России). Кукла Дидилия - богиня плодородия с руками из проса; соломенная русалка с крыльями (выполнена по рисунку XII века); кукла, похожая на сноп в накидке из овса (овсяница Наталья); Параскева, покровительница рукоделий с короной в виде звезды - все эти женские фигуры из коллекции мифологических образов, символизирующих полноту жизни. Народная культура дает богатое поле для фантазии.
Некоторые работы Вера Николаевна делает на заказ. Ее скульптуры, например, украшают витрину магазина "Орловский каравай". Две куклы - добра молодца и красну девицу - приобрел Ливенский краеведческий музей. Изделия рукодельницы охотно приобретают друзья, знакомые. Наверное, потому, что соломенные фигуры коней, оленей, куклы, шкатулки, созданные талантливыми руками мастерицы, не только украшают интерьер, вместе с ними в дом входит напоенный солнечными лучами природный материал, хранящий тепло человеческих рук.
Но больше все-таки плетет она для души. Как только все успевает... Работает в центре помощи семье и детям, преподает в детской художественной школе изобразительных искусств и народных ремесел. "Приносит ли мне это увлечение счастье? Когда я плету, я точно знаю, что ключик к нему у меня в кармане", - говорит Вера Николаевна Соколова. На днях ей присвоено высокое звание "народный мастер России".