ЭТО одна из тех проблем, о которой, как о любви, сказаны все слова. Дороги победоносно осилили идущих, едущих и даже стоящих на обочине. По статистике УГИБДД по Орловской области, только за первую неделю июля в дорожно-транспортных происшествиях пострадали почти три десятка человек, двое погибли. Основные причины ДТП - плохие дороги и плохие водители. Знаете, что их объединяет? Конечно, отсутствие денег для "устранения" этих причин.
Дороги, дороги, осталось немного...
В ПОСЛЕДНЕЕ время у участников городского дорожного движения складывается ощущение дежа-вю: обстановка на дорогах все больше напоминает столичную. О пробках, ставших головной болью жителей мегаполиса, теперь приходится помнить и орловцам. И вставать пораньше, чтобы успеть проскочить, пока еще не застопорилось. Количество машин растет, кажется, день ото дня, а дороги словно сужаются на глазах. Пешеходам приходится осваивать новые виды физических упражнений, ведь пешеходные зебры теперь - всего лишь полоски на асфальте, а "усы, лапы, хвост" - наше оружие в борьбе за выживание на дорогах.
В том, что орловская дорожная сеть находится в критическом состоянии, признаются и чиновники. Зам. начальника МУ "Управление коммунального хозяйства г. Орла" Василий СИДОРОВ не раскрыл никакого секрета, рассказав, что дороги областного центра многие годы не подвергались регулярному качественному ремонту. Между тем ежегодно на наших дорогах становится на 3-3,5 тысячи машин больше. И все бы ничего, но, по признанию того же Сидорова, улично-дорожная сеть города не соответствует современным требованиям по пропускной способности. Отсюда как минимум пробки, как максимум - быстрый износ дорожного покрытия. В довершение на многих дорогах нет ливневых канализаций, а на некоторых городских улицах и асфальта не разглядишь.
А как же федеральные миллионы, выделенные на ремонт дорог в прошлом году, - спросит внимательный читатель? Более внимательный читатель лишь покачает головой.
О том, что деньги не пошли на благо, стали говорить сразу, как только первые лопаты горячего асфальта полетели в ямки. Проверяющие чиновники рвали и метали, отмечая многочисленные нарушения стандартов при проведении этого так называемого ремонта, стартовавшего осенью прошлого года. Вот и Василий Сидоров подтвердил: "Несмотря на достаточно большой объем выполненных в прошлом году работ, ощутимого результата по улучшению дорог в целом по городу не произошло. Причина в несоответствии нормативным требованиям качества используемых материалов".
Тогда подрядчиков, взявшихся осваивать федеральные денежки, решили наказать рублем и заставили за свой счет исправлять все нарушения. Результат налицо: в этом году используются не только горячие асфальтовые смеси, но и литой асфальт, применение которого, по мнению специалистов, особенно эффективно на переездах через трамвайные пути.
Но это так, нюансы. Главное - денег на качественный ремонт все равно не хватит. Чтобы восстановить дорожную сеть Орла, требуется минимум 12 млрд рублей! Сегодняшнее финансирование - капля в море. Так, в этом году из федерального бюджета дадут лишь 47 млн, городской и областной вряд ли наскребут больше.
Всевидящее око
КОГДА стало понятно, что улучшить ситуацию на российских дорогах улучшением самих дорог в целом дороговато, решили улучшать ... водителей. Усмиряющей уздечкой наряду со штрафами призваны стать системы видеонаблюдения, которые сами водители уже прозвали "оком Большого брата". В принципе, задумка неплохая, но, как всегда, опыт европейских стран мы начали перенимать несколько исковеркав. Там камерами снабжены аварийно-опасные участки дороги, и, главное, водителей предупреждают, где они установлены. Понятно, это хотя бы минимально снижает риск ДТП, так как водители проезжают опасные участки предельно внимательно.
У нас все наоборот. Камеры станут не пряником для дорожного движения, а кнутом для водителей. По примеру наших доблестных госавтоинспекторов, любящих притаиться с радаром в кустиках за поворотом, системы видеонаблюдения останутся невидимыми для водителей. И будут тихонько фиксировать нарушения, собирая доказательства вины.
В Орле новинки, о которой наслышаны все водители, пока нет. Как рассказали нам в отделе пропаганды УГИБДД, сегодня есть только "система потока" на въезде в город, да в Болхове одна из машин ДПС оборудована камерой, купленной на средства местного бюджета. В Орловском ГИБДД посетовали: мол, на оснащение города системами видеонаблюдения областной бюджет средств еще не выделил. Зато охотно рассказали, как эти агрегаты будут работать, когда появятся. Камера будет вести съемку автомобильного потока, делая несколько снимков машины, водитель которой нарушил правила. Потом эти фото используют как доказательства вины, а писать протоколы и работать с нарушителями будут, конечно, живые милиционеры, полная автоматизация процесса - это фантастика.
Как стало известно нашему корреспонденту, УВД Орловской области уже проводит конкурс на закупку и монтаж "объектов системы видеонаблюдения 3 объектов в г. Орле с выводом изображения в дежурную часть УВД". Примерная цена вопроса - порядка 400 тыс. рублей. Где установят чудо техники, пока тайна.