Примерное время чтения: 5 минут
59

Шекспировский эксперимент

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3 14/01/2009

Месяц назад экспериментальный театр "Млечный путь" вернулся из Германии с фестиваля Bunte-Buhne - 08, где ребятами был представлен пластический спектакль "самой печальной повести на свете" "Ромео и Джульетта". О великолепной игре провинциальных актеров и интереснейшей режиссерской задумке говорили не только бурные овации и слезы очарованных зрителей, но и местные газеты.

Они не любят халтуру!

ИДЕЯ создания пластического театра в наших краях возникла еще в середине 90-х. Молодая, только что окончившая режиссерское отделение Наталья ЖУКОВА начала свою деятельность в доме творчества заводского района. Там она и открыла детско-юношескую театральную студию. В 1997 году, после премьеры первого спектакля "Река на асфальте" (современная философская притча о молочной реке. - Прим. ред.), родилось и название театра "Млечный путь". "Да, название концептуальное - оно отражает направленность нашей студии", - поясняет Наталья Ивановна.

Сегодня, окончив Щукинскую аспирантуру, режиссер Жукова преподает в ОГИИиК на кафедре режиссуры и актерского мастерства. По предложению заведующей кафедрой Ольги Князевой театр переехал в институт и работает на базе открывшегося в прошлом году учебного театра "Диагональ". За 10 лет актерский состав студии-лаборатории "Млечный путь" полностью сменился, хотя основной костяк труппы по-прежнему составляют студенты и выпускники института, а также несколько человек, совсем не имеющие профессионального актерского или режиссерского образования.

Идея, которую театр пытается донести до зрителя, состоит в том, что форма не существует сама по себе, а строится вокруг актера. По словам режиссера Жуковой, ребята прежде всего работают не на результат, а на сам процесс: им важен момент, который они проживают на сцене. "Если я вижу халтуру, то задаю актерам элементарный вопрос: зачем мы все здесь собрались и тратим свое свободное время? Это их отрезвляет, и мгновенно начинается плодотворная работа", - уверяет Наталья Ивановна.

Пять раз студия "Млечный путь" ездила на Всероссийский фестиваль любительского театра в Щелыково Костромской области, где занимала призовые места. Два раза выезжали со своими работами в Латвию. А в этот раз их пригласили на фестиваль в Германию. По европейской традиции устроители фестиваля взяли на себя часть расходов (в отличие от гастролей по России), артистам оставалось только оплатить дорогу, но и это немалые деньги. "Спонсоры с радостью оплачивают гастроли певцам и КВНщикам, но не театру... Нам же помог ректор нашего института Николай Александрович Паршиков", - с благодарностью отмечает преподаватель и режиссер ОГИИиК Наталья Жукова.

Как покорялась Германия

ПОДГОТОВКА к нынешнему сезону началась еще весной, когда только-только родилась идея создания спектакля по известной Шекспировской трагедии "Ромео и Джульетта". Тогда ребята просто репетировали какие-то этюды. В конце лета поступило предложение посетить фестиваль в Германии, до которого оставалось всего два с половиной месяца.

"Два года назад мы были на фестивале в Латвии, где познакомились с немцами. Их сильно впечатлил наш спектакль "Русское дель-арте", состоящий из этюдов, посвященных Серебряному веку. То была экспериментальная работа - соединение слова и пластических движений. Это в России зритель привык к психологическому театру, а европейцы любят авангард. Наверное, поэтому нас и пригласили на очередной фестиваль", - не скрывая эмоций, рассказывает идейный вдохновитель студии. Надо сказать, что и в этот раз удивленный зритель с восторгом встретил наших ребят. Об этом рассказывало и немецкое издание BUHNEN TAUCHER.

Ежедневно шла напряженная работа. Перед всей труппой и главными исполнителями Юлией Жадинской (Джульетта) и Михаилом Иванчуком (Ромео) стояла довольно сложная задача: идеально овладеть искусством пластики, за которую отвечает доцент кафедры Владимир Торгашов. Основам фехтования ребят обучил преподаватель сценических движений школы-студии МХАТ Андрей Ураев.

Что касается музыкального сопровождения, из-за отсутствия времени только в финальной сцене звучит практически оригинальная композиция - аранжировка древней английской колыбельной. А идея по созданию костюмов той эпохи легла на плечи режиссера театра.

Основу спектакля "Ромео и Джульетта" составляет пластика, а слово введено цитатно на русском и английском языках. "Данная постановка позволяет говорить на родном Шекспиру языке, и так даже проще, - поясняет режиссерскую задумку исполнитель главной роли Михаил ИВАНЧУК. - Ведь мы играем больше не драматическую историю, а пластическую - отсюда и экспериментальная речь, и звучание. Что касается зрителя, так ведь он и так знает эту историю, к тому же отлично работают мизансцены".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах