ЭКОНОМИЧЕСКИЙ кризис полностью изменил структуру поиска работы в интернете. Спрос на новых сотрудников резко сократился, а вот количество онлайн-резю-ме зашкаливает. Еще чуть-чуть, и все виртуальные сервисы станут платными для соискателей, предрекают пессимисты. Первые предвестники этого - дополнительные опции "за денежку" - уже в сети.
"Золотые" резюме
"ЕСЛИ раньше за подбор достойного сотрудника деньги были готовы платить организации, то теперь "игроки" рынка поменялись ролями: кто хочет найти работу, тот и раскошеливается", - рассказала "АиФ-Белгород" специалист по подбору элитного персонала Вероника ВОРОНИНА. Эта тенденция распространяется как на виртуальность, так и отчасти на реальную жизнь. И это несмотря на то, что, по статистике портала SuperJob, только 32% ищущих работу готовы заплатить рекрутинговому агентству за поиск подходящего местечка. "Кризис привел к радикальным изменениям на рынке онлайн-рекрутинга лишь потому, что до этого 99% сайтов были ориентированы на получение денег от работодателей, - поясняет руководитель проекта Работа@Mail.Ru Алена ВЛАДИМИРСКАЯ.
- А в условиях сокращения в большинстве организаций HR-бюджетов (т. е. бюджетов на поиск новых перспективных кадров) нужно перестраиваться. Как следствие, начинают в массовом порядке вводить платные дополнительные опции для соискателей, а не брать деньги с работодателей, как раньше".
За плату уже сейчас работают сервисы, которые позволяют визуально выделять резюме в потоке себе подобных, мгновенно получать информацию о новых вакансиях (по почте или SMS). Платными стали и консультации различного уровня - начиная от банальных советов "как составить хорошее резюме" и заканчивая консалтингом при личной встрече. В среднем по интернету у крупных игроков (порталы вроде headhunter.ru) каждая из этих опций стоит 50-100 руб.Однако аналитики не видят в этих действиях большого смысла, и HR-директора относятся к нововведениям скептически.
"От того, что резюме первым упадет в ящик отдела кадров компании или будет выделено ярким цветом, ничего не изменится, - считает Вероника Воронина, - человек не станет, например, лучше знать английский язык. Возможность заплатить 50 рублей за "покраску" резюме - сомнительный бонус".
Ставки сделаны
ВМЕСТЕ с тем наблюдается и другая кризисная тенденция - резкое сокращение вакансий при относительном увеличении количества соискателей.
"За сентябрь - ноябрь число вакансий, размещенных на сайте hh.ru, почти во всех сферах сократилось более чем на 50% по сравнению с августом. Наибольшее сокращение в областях "управление персоналом", "страхование, банки", - рассказывает директор по маркетингу и PR группы компаний HeadHunter Ольга
БРУКОВСКАЯ. - Исключение составляют лишь такие профессиональные области, как "медицина и фармацевтика", "добыча сырья" и "спортивные клубы/фитнес". В них есть либо небольшое сезонное сокращение вакансий на 5-20%, либо даже некоторый прирост". При этом если летом на одну вакансию откликались в среднем 14 заинтересованных человек, то теперь каждым предложением интересуются как минимум 40".
В условиях дефицита работодателей "просели" и зарплаты. "При этом уровень предложений падает на порядок быстрее ожиданий соискателей, - констатирует Алена Владимирская. - Это связано с тем, что доходы многих предприятий стремительно уменьшаются. Как следствие - когда компании по каким-либо причинам вынуждены набирать новый персонал, они заметно снижают предлагаемый оклад. При этом ментально соискатель все еще живет в докризисной ситуации, когда он привык мерить свою стоимость на рынке труда своими потребностями (хочу купить машину, надо выплачивать кредиты и т. д.)".
Например, если до кризиса, где-то в марте 2008 года, директору по маркетингу в сфере СМИ предлагался ежемесячный оклад в районе 200 тыс. руб. (при ожиданиях соискателей в диапазоне 170-250), то сейчас за аналогичную должность готовы платить 150 тыс. руб., в то время как соискатели хотят от 140 до 200 тыс. Если няня за 5-дневную рабочую неделю раньше просила 30 тыс. руб. в месяц, то сегодня согласна уже и на 25 тыс. При том что платить ей готовы от 20 до 25 тыс. руб.