В сложной экономической ситуации многие предприятия готовятся к оптимизации бизнеса. Самые «социально ответственные» экономить начинают с «верхушки», урезая зарплаты топ–менеджмента. Затем под лозунгами «сохранить коллектив», «не утратить кадровый потенциал» – они очень популярны в кризис – сокращают зарплаты всем без исключения. Мол, в тяжёлые времена это не подвигнет людей на поиск новой работы, а средства компании позволит сэкономить.
Но есть в кадровом составе действительно «слабое звено» – те, кто становятся бесполезными в трудные времена и от кого компании избавляются без сожаления и в первую очередь. Так кто же рискует остаться не у дел?
Бесполезный планктон?
По мнению экспертов, нынешняя ситуация вынуждает работодателей не только сокращать отдельных сотрудников, но и упразднять целые отделы.
Юрий Трещевский, завкафедрой экономики и управления организациями ВГУ, считает, что сегодняшнюю ситуацию правомерно сравнивать с кризисом 2008 года. Отсюда и выводы – самыми уязвимыми, как и прежде, становятся офисные работники невысокого ранга. А вот менеджеры по продажам и рабочие останутся на своих местах – это как раз те, кого терять нельзя.
Ирина Веретенникова, директор Макрорегиона Юг компании HeadHunter, напротив, считает, что сравнивать день сегодняшний с кризисом 2008–2009 годов можно, но только для того, чтобы подчеркнуть отличия.
– Мы знаем, что прошлый кризис был стремительным, он в считанные месяцы подкосил целые отрасли, были массовые увольнения, были резкие смены развития компаний, – поясняет она. – После того, как первая волна паники прошла, стало очевидно, что даже в кризис должен кто–то работать. Были примеры, когда в организации сначала сокращали целый отдел, а уже через один–два месяца начинали приглашать на работу недавно уволенных сотрудников.
Никакого сравнения!
По данным Ирины Веретенниковой, судить о сокращениях в компаниях можно лишь по косвенным признакам – росту количества созданных и обновленных резюме и росту числа откликов на вакансии. И сегодня эти показатели в норме, заявляет она.
– Мы прогнозируем, что на кадровом рынке повторения 2008 года не будет, – отмечает директор Макрорегиона Юг компании HeadHunter. – Компании могут оптимизировать штат, осторожнее вести набор, откладывать индексацию зарплат, изменять систему материальной мотивации, экономить на обучении и корпоративных мероприятиях. Но не сокращать в панике людей в ожидании ещё больших потрясений.
Валерия Чернецова, руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru, отмечает снижение спроса на персонал в ноябре. Но связывает это с сезонным фактором. Правда, не исключает, что «в текущей ситуации на него накладывается и экономический фактор». По её мнению, не стоит ждать масштабных сокращений, «скорее – это будут регулярные небольшие оптимизационные мероприятия».
– По сравнению с кризисом 2008 года работодатели более подготовлены к экономическим неурядицам, – считает она. –
Если прошлый кризис внезапно накрыл рынок труда осенью и начались активные массовые сокращения персонала, то в 2014 году многие компании проводили оптимизацию штатов с начала года. Более того, во многих компаниях существуют долгосрочные программы оптимизации, которые работают с 2013 года.
Тем не менее, к возможным группам рискам, по её данным, относятся те же, что и в 2008 году: специалисты банковской и строительной сфер, туризма, маркетинга и рекламы.
В свободное плавание
Экономисты, между тем, более пессимистичны в прогнозах. Так, экономист Евгений Гаврилов и вовсе считает, что новая волна может стать ещё более губительной.
– Как и в любой экономический кризис, первыми под удар попадают банки и консультанты, – отмечает эксперт. – Включается стиль мышления «переждать 1–2 года до лучших времён» и «экономить на инвестициях». Кризис–2014 немного отличается от того же 2008–2009 годов тем, что на него ещё сильно давит политика.
По его мнению, людям немассовых профессий, которых кризис может оставить за бортом, сегодня следует мобилизоваться.
– Государство объявило ускоренное импортозамещение, в том числе в оборонной сфере и инфраструктуре. Те финансовые и юридические аналитики и консультанты, которые первые обратят внимание на новые производственные проекты в регионах, безусловно, выиграют, – поясняет он. – Также я вижу перспективы малого бизнеса в сфере аутсорсинга поддерживающих функций – крупные корпорации будут стремиться сократить свои постоянные издержки на таких подразделениях, как маркетинг, корпоративные финансы, пиар, ИТ, управление персоналом. Но потребность в работах никуда не денется – значит, тем же сотрудникам надо выходить на рынок фриланса или объединяться в малые предприятия по оказанию услуг. Рынок аутсорсинга и до этого момента был достаточно ненасыщенным, а с учётом последних тезисов президента получит дополнительные перспективы.