Примерное время чтения: 4 минуты
92

Сорок три метра с гаком

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 11/10/2006

Среди строительных профессий есть одна, которую по определению можно поставить выше других. Машинист башенного крана. Даже на прораба или главного инженера большую часть времени крановщик смотрит свысока...

О том, каким видится мир из маленькой кабины строительного крана, мы выяснили... поднявшись в святая святых машиниста.

Нервы как у космонавта

"Первый вопрос, который задают мне обычно: страшно или нет на высоте 43 метра, - рассказывает "хозяин" крана Николай(его фамилию мы не называем. Пригласив нас в кабину, крановщик пошел на явное нарушение техники безопасности. - Прим. ред.). - Так вот, отвечаю: когда берешь тяжелый груз, и кран сильно наклоняется вперед, сердце заходится так, будто и нет за плечами 27 лет работы. Видимо, поэтому мы - крановщики - выходим на пенсию на пять лет раньше представителей других строительных профессий. Чтобы доказать свою профпригодность, каждый год приходится проходить не только проверку инспектора по технике безопасности, но и медицинскую комиссию. Главное - чтобы не было боязни высоты. Даже тест специальный есть: машиниста сажают в специальное кресло и раскручивают как космонавта".

Кроме сильного вестибулярного аппарата крановщику требуется острое зрение и крепкая нервная система. Высота обычного крана - 43 метра, длина стрелы - 30. Выходит, что диагональ из кабины, скажем, до кирпичной укладки составляет порядка пятидесяти метров. Попробуй там разгляди, куда стропальщик машет. Поэтому, кстати, и не принято на стройке жестами управлять краном.

А крепкие нервы нужны хотя бы потому, что целый день машинист проводит в маленькой кабине (метра два на три) в полном одиночестве. Можно, конечно, включить радио. Однако тогда с "большой земли" ни "виры", ни "майны" не услышишь.

Вода подъезжает на каретке

"Без необходимости покидать кран на стройке не принято. Я, например, даже на обед не всегда спускаюсь, перекусываю тем, что взял из дома, прямо в кабине, - делится Николай. - Оставляю свое рабочее место только в одном случае - для отправления естественных надобностей. Иначе - никак".

А вот проблема жажды решается машинистом оригинально. Он в прямом смысле использует свое служебное положение. Стропальщики "насаживают" бутылку на гак (так, оказывается, правильно называется крюк), и она поднимается наверх. А вот каким образом бутылка попадает непосредственно в кабину, Николай почему-то говорить не стал. Профессиональная тайна, понимаешь.

Зато рассказал, как при повороте "поймать раскачку" или "догнать груз". Кстати, с позиций дилетанта, управление краном - простое дело. С каждой стороны от сиденья машиниста расположены небольшие ящички с двумя рычагами на каждом. Контроллерами называются. Именно с их помощью машинист направляет кран, поворачивает стрелу или передвигает по ней подвижную площадку, так называемую каретку.

Еще один интересный термин - "портал". Это нижняя часть башни крана, на которой лежит балласт. Именно с портала, к слову, начинается установка крана на стройплощадке. Любопытно, что к нему крепится не нижняя, а верхняя часть башни вместе с кабиной. А потом с помощью особого механизма кран наращивает себя сам. Каждая нижняя секция башни как бы "вытягивает" над собой все остальные. По такой же схеме - только в обратном порядке - кран, что называется, самодемонтируется.

"Интересно? А вы как думали? - посмеивается над нами Николай. - Это с земли все просто и понятно. Мне, кстати, скоро "спускаться на землю". Пенсия не за горами. Хотя, боюсь, кран не отпустит. Уж очень это заманчивое дело - ощущать себя птицей высокого полета".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах