Примерное время чтения: 8 минут
97

Нежный возраст без перспектив на будущее

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42 18/10/2006

В 8.00 - подъем, в 21.00 - отбой. Пятиразовое питание, культурная программа, медицинская диагностика. Нет, это не летний лагерь и не санаторий. Это Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Сюда ежегодно поступают до 300 подростков, мальчишек и девчонок.

Первые подобные учреждения возникли в нашей стране сразу после войны, когда появилось много сирот, которые от безысходности совершали преступления. По прошествии десятилетий надобность в этих службах отнюдь не отпала, ведь количество беспризорный детей ничуть не уменьшилось. Сейчас даже новый термин появился - "социальная сирота". То есть ребенок, который своим нерадивым и, как правило, сильно пьющим родителям нужен только из-за скромного пособия, которое выплачивает государство. Однако на некоторых родителей не действует даже этот материальный стимул, и рано или поздно их лишают родительских прав. А дети этих людей, в свою очередь, берут пример с опустившихся родственников и тоже начинают пить, а там - до преступления рукой подать.

Быть младше выгодней

Как рассказала корреспонденту "АиФ-Тамбов" директор Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Ольга АФАНАСЬЕВА: "В наш центр ребята доставляются по решению суда: или за совершение общественно опасных деяний - по достижении возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или за мелкое хулиганство - в этом случае в действие вступает Административный кодекс. Как правило, подростки находятся в центре в течение месяца. Потом согласно решению суда их направляют либо обратно домой, либо в спецшколу или спецучилище".

Ребята порой идут на обман для того, чтобы избежать действительно серьезного наказания и попасть в центр, где условия проживания во много раз лучше, чем в их собственных семьях (если таковые, конечно, имеются). Например, сбавляют себе несколько лет, поскольку находиться в центре могут только несовершеннолетние правонарушители.

Однажды в центр поступила девушка без документов и сказала, что ей четырнадцать лет, хотя на самом деле ей давно уже исполнилось восемнадцать. Девушка сбежала из школы коррекции в Астраханской области. Хотела уехать в Сочи, где когда-то впервые влюбилась. Но до Сочи она так и не добралась, зато попала в Тамбов, причем уже будучи беременной.

"Разместить ее в центре мы не имели права, - объяснила Ольга Афанасьева, - пришлось обращаться за помощью в другие инстанции. Однако ни Управление труда и социального развития Тамбовской области, ни Кризисный центр для женщин не смогли ничего для нее сделать. Поэтому пришлось договариваться с руководством железнодорожного вокзала и отправлять девушку на поезде обратно домой, в Астрахань".

Таких историй Ольга Афанасьева может рассказать много. Но есть и обратная сторона медали. Ничуть не реже, чем устроиться жить в центре, подростки пытаются сбежать отсюда.

Попадая в центр, юные правонарушители сначала помещаются в медицинский изолятор. Находясь там, дети бояться, что весь срок проведут в одиночестве. Впрочем, потом их селят в комнатах вместе с остальными ребятами, где, как правило, налаживается общение со сверстниками. И все равно побег - обычное явление для детей, привыкших к свободе и вседозволенности.

Под присмотром, зато не на зоне

В Центре ребята учатся, занимаются спортом, читают, рисуют, выезжают на экскурсии по музеям. Для детей проводят правовые и эстетические занятия, к ним приезжают сотрудники Центра медицинской профилактики (рассказывают о вреде алкоголизма, курения, наркомании). По большому счету, живется трудным подросткам не так уж плохо. Вот только не нравится им то, что гуляют они мало, да к тому же под присмотром. И не на воле, а на территории центра, совсем как заключенные...

Впрочем, хотя решетки на окнах и высокий забор создают довольно гнетущее впечатление, центр никак нельзя назвать ни исправительной колонией, ни уж тем более тюрьмой. Обстановка здесь скорее напоминает пансионат или санаторий: розовые жалюзи, большой телевизор, рыбки в аквариуме, морская свинка, мягкие диваны, оборудованный спортзал, комнатные растения, картинки на стенах... Да и сотрудники центра к себе располагают. В штате работают четыре воспитателя, все с педагогическим образованием, психолог, помощники дежурного по режиму. Как говорит Ольга Афанасьева, "случайных людей здесь нет, ведь все мы несем большую ответственность за детей, которые к нам поступают".

А дальше - тюрьма?

Ребята сюда поступают дети с поломанными судьбами. Они уже многое повидали в жизни, несмотря на свой юный возраст. Евгению тринадцать, у него выцветшая татуировка на руке и очень взрослое лицо. Он в центре уже четвертый раз. Впервые оказался здесь потому, что избил пожилого человека. На вопрос, за что он побил старика, Женя мрачно отвечает: "Он сам знает за что". Во второй раз Женя украл спортивный велосипед. Затем украл водку в магазине. На этот раз он здесь за угон машины.

Выпивать, курить и нарушать закон Женю научили старшие "товарищи".

Эти "товарищи" - пожалуй, единственные люди, по которым подросток скучает в центре. На вопрос корреспондента "АиФ-Тамбов", действительно ли он считает свое окружение там, на воле, достойным, Женя говорит, что таких друзей у него больше не будет, "они самые лучшие, они часто меня выручают". А на вопрос, что он собирается делать дальше, подросток сказал: "Видимо, это мой путь, моя судьба... наверное, меня ждет тюрьма".

Парню тринадцать лет, а он взрослым прокуренным голосом вещает "правду жизни". Может быть, он наслушался песен о тюремной романтике или друзей-собутыльников? Какая разница! Ведь важно то, что он вряд ли уже изменит свое решение. Родители мальчика бессильны что-либо сделать: может, не хотят, может, не знают как, а может, им все равно...

И Женя, и остальные мальчишки и девчонки, находящиеся здесь, нарушили закон. Кто-то из них, наверное, достоин и более жесткого наказания. Однако здесь, в центре, многие ребята впервые видят хорошее отношение к себе со стороны взрослых, внимание и ласку. Так нарушат ли они закон снова? Время покажет. В любом случае их судьба зависит не только от работников центра, которые находятся рядом с трудными подростками, но и от всех нас, взрослых.

Комментарий специалиста

Повлиять на поведение подростков довольно сложно

О проблемах отцов и детей рассказала медицинский психолог Елена Минькова:

- Ориентировочные рамки подросткового возраста - с 12 до 21 года. Это самый сложный период в жизни человека и самый проблемный для окружающих. В этом возрасте созрел физиологический аппарат подростка, но человек не созрел психологически. Бушуют инстинкты, в основном агрессия и гиперсексуальность. Очень сложно справиться с этим состоянием, не развита наблюдающая и контролирующая часть психики, не хватает самоконтроля. К 14 годам дети начинают освобождаться от родительских догм. Парадокс, но, как правило, подросток ведет себя более нетерпимо с тем, кого больше любит. Все, что вкладывали родители до 14 лет, после 14 подростком отвергается. В глазах подростка родители становятся "нехорошими", "ничего не понимающими", "глупыми", все это для того, чтобы облегчить задачу отделения от них. Прослеживается подростковый негативизм и максимализм. Как правило, родители находятся в эпицентре конфликта, и психологически ничем не могут помочь в том момент, когда ребенок нуждается в колоссальной поддержке со стороны взрослых. Единственное, что могут родители сделать для своих детей в этот период, - любить и принимать их такими, какие они есть.

- Насколько важно влияние внешней среды? Можно ли создать среду, которая способствовала бы развитию, а не деградации? Стоит ли посторонним делать подросткам замечания, например, на улице?

- В этом возрасте подросток начинает экспериментировать в плане секса, наркотиков, алкоголя, часто асоциальное поведение привлекает его больше. Создать какую-то благоприятную нишу довольно сложно, потому что подросток сам находит место, где чувствует себя лучше, реализуется. Этот его опыт, с его точки зрения, лучший, хотя порой далеко не позитивный. Чаще всего это место среди сверстников, где отвергаются родительские нормы, но еще не созданы собственные. Большое значение предается именно оценке со стороны сверстников, не со стороны родителей и педагогов. Повлиять на поведение подростков довольно сложно. Они ведут себя нарочито грубо со взрослыми, для того чтобы устранить дистанцию между взрослым и своим миром. Замечания будут игнорироваться до тех пор, пока подросток сам не выберет нормы, которые будут для него социально приемлемы. В этом и заключается его адаптация к внешним условиям.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах