Примерное время чтения: 6 минут
80

"Рахманинов - моя икона"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20 19/05/2010

О том, что сольным концертом камерного ансамбля "Виртуозы Москвы" завершился XXIX, предъюбилейный Международный музыкальный фестиваль имени С. В. Рахманинова в Тамбове, наша газета уже писала. Сегодня мы представляем вам, уважаемые читатели, интервью с маэстро.

От Парижа до глубинки

- Владимир Теодорович, бытует мнение, что современная российская культура возрождаться если и может, то прежде всего провинцией. Мы очень гордимся своим Рахманиновским фестивалем, считаем, что именно такие фестивали и способствуют возрождению духовности, восприятию прекрасного как нормы жизни. А вам, исполнителю и дирижёру с мировым именем, часто приходится бывать в провинции, выступать в российской глубинке?

- Очень часто. Мы постоянно ездим с "Виртуозами Москвы". Мы с этого начинали: наши первые концерты были в Нижнем Новгороде, в Омске, в Томске... Мы объездили практически всю Россию, весь тогдашний Советский Союз. В год 30-летия "Виртуозов Москвы" у нас было всемирное турне, но мы посетили также Среднюю полосу России, были на Урале, в Сибири и даже попали на Чукотку.

- Согласна, что вопрос в высшей степени тривиальный. И всё же: понравились ли вам наши тамбовские зрители?

- Очень понравились. Я когда-то здесь был. Время летит очень быстро. Я счастлив, что именно в Тамбове проходит Рахманиновский фестиваль. Надо будет посмотреть, что у меня по графику в следующем сезоне, и приехать на юбилейный фестиваль с Национальным филармоническим оркестром России. Произведения С.В. Рахманинова - наша визитная карточка, да и вообще Сергей Васильевич - это моя икона.

- Тогда, наверное, уместен будет и такой вопрос: как вы относитесь к идее перенесения праха великого композитора на его Родину, в Россию?

- Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что здесь очень много чувств. Самых разных. Я не из любителей трогать прах. Мне это тяжело воспринимать. Но я уверен в том, что путешествует только тело. Душа остаётся там, где ей всё дорого и близко. А душа Сергея Васильевича всегда была в России. В последнем своём сочинении - "Симфонические танцы" - он русскую тему отдаёт саксофону. И это признание: невзирая на то, что его жизнь завершается в Америке, он остаётся русским человеком. Потому что сердце Рахманинова по-прежнему принадлежит России. Да и по самой сути своей всё в нём русское: вера, любовь к людям, благородство необыкновенное, широта натуры. Всё - отсюда, из матушки-России.

Чем темнее ночь, тем ярче звёзды...

- Владимир Теодорович, сегодняшнее ваше выступление - убедительное подтверждение и того, что каждое музыкальное произведение вы проживаете на сцене: ярко, эмоционально, неординарно. Вы представили на суд зрителя обширную, разнообразную программу. Как вам удаётся в каждом новом музыкальном шедевре возрождаться вновь? И как музыканту, и как дирижёру?

- Знаете, у меня, конечно, всегда есть определённая музыкальная конструкция в произведении. Но в нём остаётся маленькое окошечко для того, чтобы эмоции, как птицы, могли вылететь. Оркестр часто не знает, что будет дальше, во что выльется моя импровизация. Но зато исполняемые нами произведения получаются очень живыми. А публика - она ведь тоже воспринимает музыку сердцем и душой. Она ловит эти мгновения, тем более, что создаётся впечатление, что музыка рождается прямо на глазах публики.

Но она рождается и на глазах у музыкантов - это я вам честно говорю. Отличие лишь в том, что мы профессионально подготовлены к этому рождению.

- В музыкальном мире вы известны и как опекун талантливой молодёжи. Если можно - ваше видение будущего музыкальной России? Достаточно ли у нас музыкальных самородков, просто людей, которые верой и правдой будут служить музыке?

- Самородков у нас всегда было достаточно. Причём - чем темнее ночь, тем ярче звёзды. Что же касается будущего, скажу вот что: я делаю то, что считаю нужным. Сам. Не оглядываясь на то, что скажут в Министерстве культуры или ещё где-то. Похвалят меня за это или не похвалят, получу я за это орден, грамоту или же нет. Я просто делаю то, что велит совесть. Помогаю тем молодым людям, которым эта помощь действительно нужна. А главное - им нужно ощущение любви, просто человеческого взаимопонимания. Это самый большой нынче дефицит. И я полностью согласен с Патриархом Кириллом: каждый из нас в меру сил своих и возможностей должен делать всё, чтобы душа восторжествовала над ненавистью. Иначе у нас просто не будет будущего.

Досье

Владимир Теодорович Спиваков родился в 1944 году в Уфе. Затем семья переехала в Санкт-Петербург (тогдашний Ленинград), где одарённый мальчик учился в Центральной музыкальной школе при Ленинградской консерватории сначала у Л. Сигал, а затем - у профессора В. Шера. В 13 лет подросток завоевал свою первую премию на конкурсе "Ленинградские ночи".

Будучи студентом Московской консерватории, Владимир Спиваков принимал участие в Международных конкурсах: в Париже - имени М. Лонг и Ж. Тибо (1965, третья премия), в Генуе - имени Паганини (1967, вторая премия), в Москве - имени П. Чайковского (1970, вторая премия).

В 1979 году Спиваков вместе со своими друзьями организовал камерный оркестр "Виртуозы Москвы", а в 2003 году выступил одним из инициаторов создания Национального филармонического оркестра России. Спиваков создал также международный благотворительный фонд для поддержки талантливых детей. Ежегодно принимает участие в работе Всемирного экономического форума в Давосе (Швейцария) в качестве посла ЮНЕСКО.

Кстати

Руки выдающегося музыканта современности, равно как и его скрипка работы Страдивари, застрахованы на миллион долларов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах