Примерное время чтения: 6 минут
155

Театр-дом И жить в нём следует по законам высокой нравственности

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40 06/10/2010

Иначе рушатся основы духовности, и балом начинают править разнузданность и вседозволенность. В этом главного режиссёра Тамбовского государственного ордена "Знак почёта" драматического театра Мавлета Тулпарова не разубедить. Потому что оно сформировано всем образом его жизни. И не только жизни театральной. Но наша беседа началась с проблемы, актуальной для театра, надо полагать, во все времена...

Дом начинается с фундамента

Би>

- Мавлет Даниялович, Вы часто говорите о возрождении национального русского театра, о возрождении ценностей не только национальных. Скорее - общечеловеческих. Но остаётся и такая составляющая быта и бытия театра, как коммерческая деятельность. Как разрешается дилемма высокой нравственности, с одной стороны, и необходимости ставить кассовые спектакли, которые не всегда поэтике высокого отвечают?

- Вы имеете в виду репертуарную политику театра? Естественно, нужно учитывать все слои населения - и молодёжь, и старшее поколение. Нужно брать во внимание вкусы людей. Поэтому в нашем репертуарном плане - разножанровые спектакли. Драма Максима Горького "Последние", а следом идёт комедия Людмилы Разумовской "Бесприданник". Грустная комедия (трагикомедия) Джона Патрика "Дорогая Памела" соседствует в афише театра с драмой Алексея Островского "Без вины виноватые". Ведутся переговоры с известным театральным режиссёром Владиславом Константиновым о постановке на тамбовской сцене комедии Островского "Свои люди - сочтёмся"...

- То есть и в новом сезоне зрители будут искать в театре развлечений больше, чем размышлений?

- Я не был бы так категоричен. Классическая комедия, комедия высокого класса диаметрально противоположна фарсу. Мне кажется, учитывая тот факт, что труппа театра, мягко говоря, несколько потеряла форму, это сейчас необходимо для становления основы того театра, каким я его вижу. Актёр растёт на хорошей, добротной драматургии. Тогда ему совершенно понятны принципы и традиции, равно как и новаторский характер русской театральной школы.

Потом, когда труппа прочно станет на ноги, будут и другие спектакли. Мы ищем современные формы, молодёжные темы: мне близко и то, и другое. Да театр и не может быть музеем. Скорее он - дом. А Вы знаете, что фундамент любого дома возводится по одним и тем же законам, при том, что архитектура зданий поражает своим многообразием.

Фреска о судьбах человеческих

- Вы только что упомянули о том, что ищете формы и темы, которые бы привлекали в наш театр молодёжь. Похоже, здесь определённого рода пустота. Есть спектакли детские, есть спектакли взрослые, а молодёжных, по сути, и нет. Что-то же надо делать?

- Так это и делается. "Последние" в первую очередь адресованы молодёжи.

- Той, которая плоховато себе представляет, кто такой Горький? Которая из школьной программы ничего, помимо того, что он "певец русской революции", а, следовательно, - "отстой" - не вынесла?

- Согласен, нам всегда говорили - с разным, правда, подтекстом, - что он - пролетарский писатель. Но я на пропагандистской стороне его творчества вообще не делаю акцента. Мне интересна тема человеческих отношений в пьесе. Если хотите, философия "Последних". Та широкоформатная фреска о судьбах человеческих, каковой и является драма Горького. Отчего падает нравственность? Что происходит сегодня с нами со всеми? "Последние" дают на эти и многие другие вопросы ответ думающему зрителю. Ситуация-то, по сути, один к одному. Парадоксально, но, наверное, более современного спектакля в репертуаре нашего театра сегодня нет. Снимите революционную патетику драмы, и вы увидите лейтмотив пьесы: в каком бы времени люди ни жили, они всегда обязаны оставаться людьми. Нравственными , умеющими передать своим детям духовность, складывавщуюся веками.

- Вы об извечной проблеме отцов и детей?

- Пожалуй. Ведь что получается сейчас? Даже когда в пределах человеческой жизни не меняется общественный строй, дети и родители порой плохо понимают друг друга. В наше время проблема отцов и детей получила совершенно иную интерпретацию. Вы представляете, насколько глубокой может быть пропасть, если отцы воспитывались в советской действительности и живут её идеалами, а дети эти ценности напрочь отвергают, потому что они - из другого времени, они живут по его законам. Трагического содержания законам, если ребёнок мечтает стать не врачом, не космонавтом, не пожарником или великим актёром, а... телохранителем при могущественном "мене". Вряд ли ему даже со словарём понятным будет нравственный смысл таких ценностей, как милосердие и сострадание. Зато жестокость и равнодушие становятся поведенческой нормой. Куда мы с этими нормами придём?

- И Вы что, серьезно верите в то, что театр в состоянии спасти заблудшие души?

- А Вы? Представляете, если вот сейчас кто-то скажет мне: "Слушай, да брось ты эту муру! Делай кассовые спектакли. Театр сегодня должен развлекать, отвлекая людей от прозы жизни".

Причины и взлетов, и падений ищу в себе

- Вы человек сильной воли и твёрдого характера, коль так истово отстаиваете идею высоконравственного, яркой гражданственности театра...

- Не подумайте только, что я из тех, кто любит себя в театре. Из тех почти сорока спектаклей, которые я поставил, от силы пять воспринимаю как зрелые работы. Остальное, скорее, подход к психологическому театру, к действительно профессиональной работе. Вообще же я не сторонник идеи работать в расчёте на возможность быть обласканным критикой. Она такая разная, что можно легко заблудиться между диаметрально противоположными её оценками. Считаю главными ориентирами для режиссёра два извечных столпа театра: актёрский коллектив и зрителей. И если те или иные не воспринимают твою интерпретацию драматургического материала, - причину надо искать в себе. Значит, что-то не так сделал, что-то не донёс до зрителя, не на том профессиональном языке говорил с актёрами...

- Но ведь остаётся вероятность того, что это они не готовы к диалогу?

- Может быть, и остаётся. Но всё равно для режиссёра это - информация к размышлению. К новому направлению творческого поиска.


Досье

Мавлет Тулпаров в профессиональном театре с 1989 года. Автор и художественный руководитель фестиваля Русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона. Является создателем нескольких десятков площадных театральных постановок и правительственных концертов в качестве режиссёра-постановщика.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах