Примерное время чтения: 5 минут
228

Владимир Сизов: Я - человек рабочей профессии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 03/08/2011

В детстве он мечтал стать не лётчиком, не капитаном дальнего плавания и даже не пожарным. Владимир Сизов мечтал стать либо священником, либо художником. Сбыться суждено было второму.

Первые годы его жизни проходили в атмосфере города, пережившего блокаду, наполненного болью, страданием, но и радостью тоже. Великой радостью Победы. Обстановка тех первых послевоенных лет серьёзно повлияла на мальчика. И не случайно тема войны станет одной из главных в его творчестве. Но это будет потом. А пока - маленький, уютный Мичуринск, где, собственно, и прошло детство Владимира Сизова.

И всё получилось!

- С чего начиналось увлечение живописью, кто был вашим первым учителем ?

- К пятому классу сформировалась желание рисовать. Тогда мама меня за руку привела к своему школьному другу, художнику Аркадию Платицыну. Он посмотрел мои рисунки и вынес свой вердикт: никуда не годится. "Художникам нельзя срисовывать чужое. Ты сам должен увидеть что-то своё. Своё сочинить".

Я с большим желанием занимался в изостудии Платицына, а после окончания восьмилетки уехал в Луганск, где учился пять лет в художественном училище. Защитился с отличием. На последнем курсе встретил свою жену, Валентину, Женился. На этом моё обучение можно было закончить. Но нет! Решил, я буду продолжать учиться! Экзамены в институт сдал блестяще. И всё получилось: я поступил в Киевский художественный институт. Мою дипломную работу "Тревожные ночи", государственная комиссия оценила на "отлично". В 1972 году картина экспонировалась в Ленинграде на XY Всесоюзной выставке дипломных работ. С тех пор я ни разу не разочаровался в своей профессии.

Вся дальнейшая жизнь Сизова связана с Донецком, куда он приехал по направлению института вместе с семьёй и где началась его самостоятельная дорога в искусстве. В Донбассе, он стал лидером большой организации художников. Был, как тогда любили говорить, живописцем N 1. Был ответственным секретарём Союза художников Донбасса.

Я - рабочий человек

- Обучались и стажировались вы в мастерской батальной живописи. Начали творчество с того, что пришлось живописать шахтёров и вообще "героев труда". Не было внутреннего противоречия, разлада между мечтой и действительностью?

- Стоп-стоп-стоп! Вы говорите и мыслите как современный журналист. С присущими идеологическими штампами. Объясняю: мощь государства всегда определялась производством. И я не вижу ничего зазорного в том, что во времена моего творческого становления рабочего человека представляли к наградам, его сажали в президиумы торжественных собраний и в первые ряды в зрительных залах. Важно было стимулировать труд. Моя профессия - сродни рабочей. Я хожу в робе с въевшимися в материю красками, руки вечно испачканы. Да, она связана с интеллектом, с умом, с философией. Но, в принципе, я от начала до конца произвожу свои картины. Я, прежде всего, рабочий человек. Вот в чём дело. И мастерская моя - не студия и не салон. Она - мастерская. Многие иронизируют: что он там делает, в своей-то мастерской? Отвечаю: это особого рода комната, где я вот уже много лет подряд развиваю своё трудолюбие.

Верить - это когда от сердца идёт

- Вы больше двадцати лет живёте и работаете в нашем городе. Почему вы уехали из Донецка, где успешно складывалась ваша жизнь одного из руководителей местного Союза художников?

- Когда грянул 1991 год, началась перестройка, государства поделились, я, русский человек, с русской душой, по распределению работавший на Украине, оказался ненужным в этой стране. Я написал письмо Борису Ельцину, и, как ни странно, пришёл ответ: обратитесь в Тамбовский гор-исполком. Так вот наметился переезд. Трудности начались сразу: приехал в Тамбов - никто меня в горисполкоме не принимает. Даже по письму Ельцина! Сам пробивался, устраивался. Но хочу отдать дань светлой памяти Валерия Коваля: он был единственным, кто из той команды и в мою мастерскую приходил, и помог решить вопрос с жильём.

- Расскажите о своей работе над известной картиной "Заступница земли тамбовской"

Работа над этим монументальным полотном велась пять лет и была завершена в 2006 году. Меня привлекла история, связанная с чудотворной Вышенской иконой Божией Матери. Она спасала город от эпидемии холеры, от вражеского нашествия. Моя встреча с иконой Вышенской Божией Матери, которая землю тамбовскую испокон веков оберегала, была из разряда тех случайностей, в которых кроется высшая закономерность. Первое её появление в постсоветское время было в 2002 году, по настоятельной просьбе отца Евгения икону привезли в Тамбов. Я в это время на велосипеде проезжал по Ленинской площади и увидел вот это скопление народа. Памятник Ленину стоит так одиноко, а вокруг - уже совсем иная эпоха. Изменилась наша жизнь, в неё вошло духовное начало. Я воспитывался в верующей семье, и мне эти преобразования были близки. И моя картина - об этих истинно верующих людях, которые и до войны, и после, и в репрессии, и по их окончании оставались людьми верующими. Верить - это же не с разрешения руководителя. Верить - это когда от сердца идёт, от искреннего духовного притяжения.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах