Примерное время чтения: 5 минут
102

Молчим как рыбы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26 28/06/2006

Сколько раз ему угрожали расправой - не счесть. Однажды стреляли в группу, с которой он проводил рейд. Приходилось и ему не только доставать свой "ствол", но и предупредительными выстрелами охлаждать затуманенные яростью да и алкоголем головы.

"Нормальные" люди ночами спят, а он колесит по дорогам и томится в засаде. На него обижаются, злобятся, постоянные стрессы - его удел. Более года назад оружие у таких как он отобрали, и в риске он беззащитен. В его активе лишь увещевания. И платит ему страна за всё за это 3000 рублей в месяц.

Василий Иванович Колесников - рыбинспектор. Десять лет он вылавливает браконьеров. В прошлом месяце составил 45 актов за нарушение правил рыболовства. Самый крупный "улов" - 30 килограммов рыбы. Конфискованный, естественно. Но бывает, что в сетях обнаруживают лишь пять-семь рыбёшек. В Белгородской области около тысячи водоёмов, в ведении Колесникова и трех его коллег около 180 водных объектов. При всём уважении к тяжкой доле и труду рыбинспектора все же считаю, что их деятельность малоэффективна. Не потому, что они плохо выполняют свои функции, а по той причине, что государство связывает им руки.

Счёт до трёх

У нас вообще правят бал законы Зазеркалья, и государство не борется с мошенниками различных вариаций, а потворствует им. Ещё в конце 90-х годов сети браконьеров конфисковывались. Сейчас же и сети, и лодки можно отобрать лишь по решению суда. А в суд рыбнадзор имеет право обратиться только в том случае, если злоумышленник привлечён три раза за год. Но браконьеры ловчат. После двух "попаданий" они продолжают ставить сети, но поручают или уговаривают делать это другим. А в новом году снова до двух поимок занимаются промыслом.

В Белгородской области вообще запрещено ловить сетями. Но наказание за это смехотворное - от 100 до 500 рублей. Плюс стоимость пойманной рыбы. Понятно, что четыре инспектора углядеть за почти двумя сотнями водоемов просто физически не в состоянии. Хотя они прекрасно знают всех злостных браконьеров и облюбованные ими места. Если браконьеры с размахом (однажды обнаружили сети общей длиной 1600 метров), то и сети отдадут - сто метров сетей стоят всего сто рублей. Выход я лично вижу двойной - увеличить число рыбинспекторов, и в десятки раз должны возрасти штрафы. И незамедлительная конфискация сетей и лодок.

Рыбу добывают и другими хищническими способами. Бьют острогой, извлекают из так называемых зимовальных ям, ловят на многочисленные крючки (их один рыбак может навешивать не более двух и только определённого размера). А что творится во время нереста (от 15 апреля до 15 июня ловля рыбы категорически запрещена), иначе как разбоем не назовёшь. Рыба, движимая инстинктом размножения, прёт как чумная. Хоть голыми руками её лови. И браконьеры хапают её вместе с потомством мешками. А штраф возрастает лишь вдвое.

У рыбинспекторов ещё две обязанности - следить за чистотой водоёмов и пользованием прудами. С первой - полная неразбериха. До апреля существовала рыбная инспекция, и она отвечала за экологию. Сейчас инспекция влилась в структуру рыбнадзора, и непонятно до сих пор, кто несёт ответственность за экологию.

Частные пруды

То, что происходит с многочисленными прудами, с полным основанием можно назвать беспределом. Есть два варианта. Какой-либо сельский хитрован объявляет себя арендатором пруда, не имея на то ни одной разрешительной бумаги. По берегам размещает объявления: "Ловля рыбы запрещена!". Осенью спускает воду и, если на пруду есть гидротехническое сооружение, вылавливает продукт из специального рыбоуловителя, если нет, сгребает рыбу со дна. О самозванце может узнать рыбинспектор. Приезжает, а лжеарендатор уходит в "несознанку" - знать ничего не знаю. Обычно он, чтобы увеличить добычу, запускает в пруд мальков для разведения и делает это без их санитарной проверки и разрешения соответствующих инстанций, в том числе главной в таких ситуациях - рыбназдора.

Почти по тому же сценарию, только в гораздо более серьёзных масштабах, ситуация развивается, если пруд арендует бизнесмен или какая-то организация. Бумаги у них есть (но не все, разрешение рыбнадзора отсутствует практически всегда). Иногда это делается с устного согласия власть имущих в районе. Когда рыбинспектор начинает "копать", следует звонок или визит в Белгород, "свои" люди договариваются, и инспектору чётко и ясно дают понять: "Не суй нос, куда не следует". И хапуги в результате грабят нас с вами на сотни тысяч рублей. А за незаконный сброс пруда - штраф в одну тысячу рублей. Ха-ха!

Я не наивен и осознаю, что окончательно браконьера никто и никогда не изведет. Но требовать свести его к минимуму мы с вами вправе. Если только государству и чиновникам не наплевать на народ. Самое страшное, что, похоже, они это делают...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах